войти
опубликовать

Александр
Константинович Богомазов

Украина • 1880−1930

Александр Константинович Богомазов (7 апреля 1880, Ямполь Харьковской губернии – 3 июня 1930, Киев) - украинский художник и теоретик искусства, автор трактата «Живопись и элементы». Более всего проявил себя на поприще кубофутуризма, за недолгую жизнь успел оставить не так много работ. Но брал не количеством, а качеством, и спустя десятилетия забвения из-за особенностей отношений советской власти с художниками, был заново открыт во времена «оттепели», получив заслуженное признание как на родине, так и заграницей.

Особенности творчества художника Александра Богомазова: начав творческий поиск с экспериментов с импрессионистскими методами, очень скоро увлекается авангардом художественной мысли в области футуризма. В последнюю декаду жизни увлекся работой с цветом в рамках спектрализма, создавая сочные, чистые и заминающиеся визуальные образы.

Известные картины художника Богомазова: «Трамвай», «Абстрактный пейзаж», «Портрет Ванды Монастырской», «Монтер», «Пильщики», «Тырсоносы».

Жизнь художника Богомазова не была легкой или наполненной подарками судьбы, но после ознакомления с его биографией и работами создается впечатление, что он был счастливым человеком. Светлым, неунывающим, любящим.

Художник с полей


Воспитанием Александра и его младшего брата Василия занимался отец. Бухгалтер по профессии, он был человеком верующим, добропорядочным, хотя и не отличался ласковым нравом. Из практических соображений Константин Федорович настоял, чтобы сын получил образование агронома. В Херсонском сельскохозяйственном училище Богомазов увлекся рисованием и вопреки воле отца в 1902 году поступил на обучение в Киевское художественное училище.

С учебой вышло не все так гладко: за участие в студенческой забастовке Богомазова исключили в 1905 году – самый, пожалуй, скандальный эпизод в биографии в целом благонравного художника. И целеустремленного – он продолжил осваивать мастерство в частных студиях: сначала в Киеве у художника Светославского, а затем и в Москве у Юона и Рерберга.

Спустя два года он возобновил обучение в училище, где учителями Богомазова были художники Мурашко и Селезнев. Годы студенчества станут наиболее бурными, и, как и полагается каждому приличному художнику, наполненными богемными знакомствами и участием в прогрессивных выставках. Таких, как экспозиция «Звено» в 1908 году (вместе с отцами-основателями русского авангарда Бурлюком, Ларионовым и «крестной матерью» Александрой Экстер).

Муза по имени Ванда


В это же приблизительно время Богомазов находит свое главное сокровище, вдохновение и опору – будущую жену Ванду Монастырскую. Ее вера в художественный дар своего возлюбленного была настолько убедительной, что можно с определенной долей уверенности сказать: без поддержки Ванды Богомазов не стал бы тем, кем его будут считать через много десятков лет - «украинским Пикассо».

Самое ценное в ее вере было то, что ее никак нельзя назвать слепой. Переписка, которую будущие супруги вели в течение 5 лет отношений до венчания в 1913 году, свидетельствует о том, что Ванда тонко чувствовала и понимала все, что пытался выразить на холсте художник, чьи работы родной отец называл «мазаниной».

Более того, если бы не она, у нас вообще вряд ли была возможность судить о таланте Богомазова. Его работы выжили во многом благодаря ее усилиям. Ванда бережно хранила все, что осталось от мужа после его ранней смерти, а в годы войны ей пришлось везти картины на тележке к родственникам за полтора десятка километров, когда немцы приказали оставить родной дом.

Туберкулез излечим?


Современные критики к творчеству Богомазова были не более милосердны, чем его отец. «Формализм», «искусство, чуждое народу» - такие вердикты выносили приверженцы идеологически верного соцреализма и чиновники, одним росчерком пера которых решалась судьба художников. Работы инакомыслящих футуристов запрещали выставлять на родине и вывозить заграницу («чтобы не выставлять на посмешище всему миру»).

А ведь Богомазов верил в строительство социалистического будущего и немало трудился на благо советского государства. Был первым секретарем профсоюза художников Украины и инспектором секции художественно-просветительного комитета изобразительного искусства. А выполнение обязанностей ответственного художника 12-й армии в конце концов и привело к его гибели. Во время работы над оформлением агитационных поезда и парохода из-за плохих условий – холода, сырости, недостаточного питания и сна – Богомазов заболевает туберкулезом.

Какая горькая ирония: автор советского плаката «Туберкулез излечим!» таял на глазах из-за того, что государство не могло обеспечить ему нормальное питание и лечение. Гонорар за работу не выплачивался вовремя, и Богомазов был вынужден писать унизительные письма в высшие инстанции с просьбами о материальной помощи… Но тщетно: болезнь забирает художника в возрасте 50 лет.

Луч света


Несмотря на все сложности, жизнь Богомазова все же не была беспросветной. Он много времени и сил уделял преподаванию, и студенты души в нем не чаяли. Где только не находил он применение своим знаниям: художник трудился в Киевской школе для глухонемых, училище в Нагорном Карабахе и в Золотоноше, киевской художественно-ремесленной школе-мастерской печатного дела и других учебных заведениях.

Был он и хорошим и чутким отцом, по воспоминаниям дочери Ярославы. Богомазов изготавливал и расписывал для нее самодельные игрушки, азбуку, кассу цифр, обучал музыке. Благодаря этим занятиям она смогла поступить сразу во второй класс школы. А еще он учил дочь видеть мир так, как видел он: изменчивым, непостоянным и непредсказуемым. Рассказывал, что в природе не бывает беспримесных цветов – ни чисто черного, ни идеально белого.

Ярослава по стопам отца не пошла, зато живописью увлеклась внучка художника Татьяна. От матери ей передались воспоминания о деде, которого она не застала в живых: «Дедушка умел создать очень теплую атмосферу, он был разносторонним и талантливым человеком. Играл на виолончели, у него был очень приятный немножко глуховатый голос, делал интересные поделки из дерева. У моей мамы Ярославы Александровны есть воспоминание об одном из замечательных вечеров, когда они сидели все вместе в Боярке, и дедушка, уже будучи очень больным — вдруг запел, а мама подхватила, и песня тихо полилась над засыпающим лесом».

Автор: Наталья Азаренко
Перейти к биографии