войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Владимир
Васильевич Бобрицкий

Украина • 1898−1986

Биография и информация

Родился в Харькове. Учился в Харьковском ХУ. В 1915 оставил учёбу, начал работать в местном театре Синельникова, оформлял спектакли под руководством режиссёра Б. Глаголина. В 1917 – 1920 входил в группу харьковских авангардистов. Организовал группу художников «Союз семи», сотрудничал с группами «Лирень» и «Группа Трёх», принимал участие в сборнике-альбоме «Семь плюс Три» и в І выставке картин Союза искусств (1918). Соавтор оформления фойе Харьковского цирка и Дома актёров. Дружил с В. Хлебниковым, М. Мане-Кацем, В. Ермиловым, Б. Косаревым и Д. Гордеевым. Эмигрировал в Константинополь, принимал участие в выставках Союза русских художников в Константинополе (1921 – 1922). В 1923 переехал в США. Занимался сценографией, прикладной графикой, разрабатывал рекламу. Исполнил ряд графических портретов, в частности Д. Бурлюка и Б. Глаголина. Рисунки неоднократно репродуцировались в американских журналах. Принимал участие в Международной выставке в Филадельфии (1923), выставке русской живописи и скульптуры в Уилмингтоне (1932), выставках Art Directors Club в Нью-Йорке.

Живописец, график и театральный художник. Учился в Харьковском художественном училище. Дальнейшая информация почерпнута в значительной степени из ХРЭ. “Около 1915 бросил учёбу и стал декоратором в театре Синельникова, где под рук. реж. Б. Глаголина оформил спектакли: “Опять на земле” и “Пан” Ш. Ван Лерберга, “Бранд” Г. Ибсена, “Чудо Св. Антония” М. Метерлинка, “Принцесса Грёза” Э. Ростана, “Обмен” П. Клоделя. Авангардистская режиссура Глаголина заметно повлияла на всё последующее творч-во Бобрицкого”.

В других источниках (ХХ; монография Черновой о Косареве) указано, что спектакли “Пан” и “Бранд” оформлял Б. Косарев. На самом же деле Бобрицкий и Косарев оформляли спектакли вместе, но в условиях советской цензуры упоминать в провинциальных изданиях имя эмигранта было невозможно. В харьковском журнале “Пути творчества” (1919. № 4. С. 23) помещена репродукция: В. Бобрицкий, Б. Косарев: “Пан”. Занавес 3-го акта.

В ВХ1917 указан адрес: Бобрицкий Вас[илий] Конст[антинович], нс. 88 — ул. Екатериносл[авская] 89 , 34. Жил ли в это время Б. с родителями или отдельно — неизвестно.

В ХРЭ написано далее: “После 1917 стал активным деятелем харьк. лит.-худ. авангарда: организовал группу “Союз Семи” ”. Эти утверждения нуждаются в существенных уточнениях. Прежде всего, не вполне корректным представляется утверждение, что Б. стал авангардистом, так сказать, в одночасье — именно “после 1917”. Далее, неизвестно, из какого источника авторы ХРЭ почерпнули сведения, что именно Бобрицкий создал “Семёрку”, — было бы чрезвычайно интересно ознакомиться с этим источником . В-третьих, “Союз Семи”, по некоторым данным (см., например, упоминание в анонимн. статье “Союз Семи” в “Сборнике нового искусства”, 1919. С. 8) существовал с 1916-го г., по другим (“Колосья”. 1918. № 11. С. 15), — даже с 1914-го, а поскольку группа на протяжение всей своей деятельности названия не меняла, то из этого следует, что с самого начала в неё входило семеро известных нам художников — Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Косарев, Мищенко, Цапок и Цибис (то есть “деятелем авангарда” Б. стал ещё в 1914 — 19 1 6 гг.!).

В мае 1918 Б. участвовал — вместе с Косаревым, Цапком, Цибисом и др. — в 1-й выставке картин “Союза искусств” в Харьк. худ. училище 90 . Примерно в это же время участвовал в издании известного сборника-альбома “Семь плюс Три”.

В ХРЭ сказано далее, что [после 1917 г.] Б. “сотрудничал с группами “Лирень” и “Три””. Возможно, авторы-составители ХРЭ здесь неточны: мне не известна группа “Лирень” — я знаю харьковское издательство “Лирень”, возглавлявшееся поэтом Г. Петниковым. Впрочем, по свидетельству В . Ермилова, группа “Лирень” существовала: в неё входили Д. П. Гордеев, Божидар, Хлебников, Асеев, Петников, М. Синякова-Уречина (Фогель. С. 16). Что же до сотрудничества с “Тройкой”, то это выразилось, в частности, в том, что примерно в начале лета 1918 г. “Семёрка” выпустила коллективный сб.-альбом “Семь плюс Три”.

“Среди его друзей в это время — поэты В. Хлебников, Н. Асеев, художники Д. Гордеев и “примыкавшие” к “Союзу Семи” Мане-Кац и В. Ермилов 91 , коллеги по “Союзу Семи” скульпторы Г. Цапок и Б. Цибис” ( ХРЭ )...

Добавлю — и Косарев: их имена постоянно встречаются рядом. Косарев и Бобрицкий оба — члены “Семёрки”, вместе выставлялись, вместе оформили по крайней мере два спектакля, в 1918 г. вместе участвовали в выставке “Союза искусств”, вместе издали альбом “Семёрки”, расписали кабаре “Дом артиста”, оформляли журнал “Колосья”; в 1919 вместе участвовали в “Сборнике нового искусства”...

Осенью 1918 г. Б. сотрудничал с журналом “Театральный Журнал” (из № в № анонсировался в списке постоянных сотрудников 92, помещал в журнале свои работы). В начале 1919 г. входил в Правление (был “товарищем председателя” — Г. Петникова 93 ) “Профессионального Союза Деятелей Левого искусства в Харькове”. В том же году, помимо прочего, тесно сотрудничал с журналом “Пути творчества”, издававшимся тем же Петниковым: принимал участие в оформлении выходящих номеров (так, в № 1 — 2 концовка на с. 11 — его работы), а в № 4, вышедшем к 1 мая 1919 г., помещена статья Б. и две репродукции его работ.

“В 1919 женился на Лидии Павловне Третьяковой, бывшей жене В. Ермилова, и вскоре эмигрировал. (Видимо, пока Харьков занимали части Добровольческой армии: с 25 июня по 12 декабря 1919 г. — В. Я.) В янв. 1923 поселился в США. В 1920-е занимался сценографией, развивая идеи Глаголина и рус. конструктивистов. Д. Бурлюк писал: “...пытаясь применить. рус. театр. стиль на амер. сцене, В. В. Бобрицкий увидал, что для Америки принять этот стиль ещё рано”. В дальнейшем сосредоточился на прикладной графике. Рисовал для журналов “Уэнити Фэр” и “Вог”; исполнял обложки и книжн. украшения для различных амер. изд-в; разрабатывал рекламу для фирм “Сакс”, “Стэйнвей”, “Альтман” и др. По утверждению Бурлюка, оказал заметное влияние на “всё объявительское искусство Нового Света”.

Исполнил ряд графич. портретов, в т.ч. Д. Бурлюка и Б. Глаголина, в которых реалистическая манера сочетается с нарочитой незавершённостью, роднящей их с некоторыми работами Ю. П. Анненкова.

Участвовал в Международной выставке (1923) и выставке Современного русского искусства (1932) в Филадельфии, в выставках Арт Директорс Клаб в Нью-Йорке. Рекламные рисунки и станковая графика репродуцировались в журналах “Гебраухсграфик” (1932 — 1933), “Студио” (1939), “Америкэн Артист” (1942 — 1946), “Арт Ньюс” (1944 — 1945), “Грэфис” (1952) и др.” (ХРЭ ).

Репродукции: Сборник-альбом “Семь плюс Три” [Харьков: изд. “Союза Семи”, 1918]: титульный лист (Фогель. С. 50); “мёртвая петля мистера эрос’. карандаш” — с. 7; “портрет жены, масло с лаком, чёрное, серое, синее, красное. фактура гладкая, полированный саф’янный лак. размер 140х140 с.” — с. 11; “бобрицкий. эскиз декорации второго акта мистерии буал’е, опят’ на земле` автолитография” — С. 13

С. 94 Бобрицкий. Б. С. Глаголин в роли Павла I-го // Театральный Журнал. № 2. Харьков. 20 октября 1918. Лиц. с. обл.

[Концовка работы Б.] // Пути творчества (Харьков). 1919. № 1 — 2. С. 11

В. Бобрицкий, Б. Косарев. Рис. занавеса 3-го акта к спектаклю “Пан” Ш. Ван Лерберга в театре Н. Н. Синельникова (режиссёр Б. Глаголин) // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 23

Рис. занавеса к спектаклю “Обмен” П. Клоделя в театре Н. Н. Синельникова (режиссёр Б. Глаголин) // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 52

[Заставки работы Б.] // Сборник нового искусства (Киев — Харьков, 1919). С. 3 и 4

Портрет Евреинова. Карандаш // Сборник нового искусства (Киев — Харьков, 1919). С. 8

Лит.: ВХ 1917

М. Кин. Художественная выставка “Союза искусств” // Колосья (Харьков). 1918. № 2 — 3. С. 22

Ф. И. Шмит. [Заметка о выставке “Союза искусств”] // Наш день (Харьковск. газета). 1918. № ?

Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья. 1918. № 6 — 7. С. 23

Искусство в Харькове // Колосья. 1918. № 9. С. 13 — 14

Семь плюс Три. — [Харьков: издание “Союза Семи”, 1918]. — 56 с. — 200 экз.

О книгах [о сб.-альб. “Семь плюс Три”] // Колосья. 1918. № 11. С. 15

Поль Даргиньи. Книжная полка [о сб. “Семь плюс Три”] // Театральный Журнал. № 7. Харьков. 22 декабря 1918. С. 13 — 14

Театральная хроника [об открытии “Дома артиста” и о росписи помещения членами “Союза Семи”] // Колосья (Харьков). 1918. № 18. С. 14

Л. Викторов. “Дом артиста” [об открытии и о росписи] // Театральный Журнал. № 6. Харьков. 15 декабря 1918. С. 10

Местный отдел [Проф. Союз Деятелей Левого Искусства в Харькове] // Пути творчества (Харьков). 1919. № 1 — 2. С. 58

В. Бобрицкий. К грядущему строительству нового театра // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 29 — 31

Сборник нового искусства. — Киев — Харьков, 1919. — 24 с., fol.

З. Фогель. Василий Ермилов. — М., 1975 (С. 16, 50)

ХРЭ – с указанием источников

Б у р л ю к, 29; Vollmer, 1/240; АI 1/204, 2/194, 4/182, 5/128, 6/169, 7/192, 8/190

И. Поступальский. Лит. труд Д. Бурлюка. Н.-Й., 1931. С. 4 (ил.)

З. Фогель. Василий Ермилов. — М.: Сов. художник, 1975. С. 16, 51

G. Warren. Bobri // Gebrauchsgraphic, Bd. 10. 1933 Jan. S. 32 — 33

S. Yalkert. Bobri // Art and industry. V. 28. 1940. P. 104 — 109

E. W. Watson. Bobri // American Artist, V. 6. 1942. P. 12 — 17.

(ИЗ статьи Владимира Яськова "Хлебников. Косарев. Харьков."

  • Творческие объединения
  • Учеба