• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться
Владимир Васильевич Бобрицкий
Украина 1898−1986
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

Родился в Харькове. Учился в Харьковском Х. У. В 1915 оставил учёбу, начал работать в местном театре Синельникова, оформлял спектакли под руководством режиссёра Б. Глаголина. В 1917 — 1920 входил в группу харьковских авангардистов. Организовал группу художников «Союз семи», сотрудничал с группами «Лирень» и «Группа Трёх», принимал участие в сборнике-альбоме «Семь плюс Три» и в І выставке картин Союза искусств (1918). Соавтор оформления фойе Харьковского цирка и Дома актёров. Дружил с В. Хлебниковым, М. Мане-Кацем, В. Ермиловым, Б. Косаревым и Д. Гордеевым. Эмигрировал в Константинополь, принимал участие в выставках Союза русских художников в Константинополе (1921 — 1922). В 1923 переехал в США. Занимался сценографией, прикладной графикой, разрабатывал рекламу. Исполнил ряд графических портретов, в частности Д. Бурлюка и Б. Глаголина. Рисунки неоднократно репродуцировались в американских журналах. Принимал участие в Международной выставке в Филадельфии (1923), выставке русской живописи и скульптуры в Уилмингтоне (1932), выставках Art Directors Club в Нью-Йорке.

Живописец, график и театральный художник. Учился в Харьковском художественном училище. Дальнейшая информация почерпнута в значительной степени из ХРЭ. «Около 1915 бросил учёбу и стал декоратором в театре Синельникова, где под рук. реж. Б. Глаголина оформил спектакли: „Опять на земле“ и „Пан“ Ш. Ван Лерберга, „Бранд“ Г. Ибсена, „Чудо Св. Антония“ М. Метерлинка, „Принцесса Грёза“ Э. Ростана, „Обмен“ П. Клоделя. Авангардистская режиссура Глаголина заметно повлияла на всё последующее творч-во Бобрицкого».

В других источниках (ХХ; монография Черновой о Косареве) указано, что спектакли «Пан» и «Бранд» оформлял Б. Косарев. На самом же деле Бобрицкий и Косарев оформляли спектакли вместе, но в условиях советской цензуры упоминать в провинциальных изданиях имя эмигранта было невозможно. В харьковском журнале «Пути творчества» (1919. № 4. С. 23) помещена репродукция: В. Бобрицкий, Б. Косарев: «Пан». Занавес 3-го акта.

В ВХ1917 указан адрес: Бобрицкий Вас[илий] Конст[антинович], нс. 88 — ул. Екатериносл[авская] 89, 34. Жил ли в это время Б. с родителями или отдельно — неизвестно.

В ХРЭ написано далее: «После 1917 стал активным деятелем харьк. лит.-худ. авангарда: организовал группу «Союз Семи» «. Эти утверждения нуждаются в существенных уточнениях. Прежде всего, не вполне корректным представляется утверждение, что Б. стал авангардистом, так сказать, в одночасье — именно «после 1917». Далее, неизвестно, из какого источника авторы ХРЭ почерпнули сведения, что именно Бобрицкий создал «Семёрку», — было бы чрезвычайно интересно ознакомиться с этим источником. В-третьих, «Союз Семи», по некоторым данным (см., например, упоминание в анонимн. статье «Союз Семи» в «Сборнике нового искусства», 1919. С. 8) существовал с 1916-го г., по другим («Колосья». 1918. № 11. С. 15), — даже с 1914-го, а поскольку группа на протяжение всей своей деятельности названия не меняла, то из этого следует, что с самого начала в неё входило семеро известных нам художников — Бобрицкий, Дьяков, Калмыков, Косарев, Мищенко, Цапок и Цибис (то есть «деятелем авангарда» Б. стал ещё в 1914 — 19 1 6 гг.!).

В мае 1918 Б. участвовал — вместе с Косаревым, Цапком, Цибисом и др. — в 1-й выставке картин «Союза искусств» в Харьк. худ. училище 90. Примерно в это же время участвовал в издании известного сборника-альбома «Семь плюс Три».

В ХРЭ сказано далее, что [после 1917 г.] Б. «сотрудничал с группами «Лирень» и «Три»». Возможно, авторы-составители ХРЭ здесь неточны: мне не известна группа «Лирень» — я знаю харьковское издательство «Лирень», возглавлявшееся поэтом Г. Петниковым. Впрочем, по свидетельству В. Ермилова, группа «Лирень» существовала: в неё входили Д. П. Гордеев, Божидар, Хлебников, Асеев, Петников, М. Синякова-Уречина (Фогель. С. 16). Что же до сотрудничества с «Тройкой», то это выразилось, в частности, в том, что примерно в начале лета 1918 г. «Семёрка» выпустила коллективный сб.-альбом «Семь плюс Три».

«Среди его друзей в это время — поэты В. Хлебников, Н. Асеев, художники Д. Гордеев и «примыкавшие» к «Союзу Семи» Мане-Кац и В. Ермилов 91, коллеги по «Союзу Семи» скульпторы Г. Цапок и Б. Цибис» (ХРЭ)…

Добавлю — и Косарев: их имена постоянно встречаются рядом. Косарев и Бобрицкий оба — члены «Семёрки», вместе выставлялись, вместе оформили по крайней мере два спектакля, в 1918 г. вместе участвовали в выставке «Союза искусств», вместе издали альбом «Семёрки», расписали кабаре «Дом артиста», оформляли журнал «Колосья»; в 1919 вместе участвовали в «Сборнике нового искусства»…

Осенью 1918 г. Б. сотрудничал с журналом «Театральный Журнал» (из № в № анонсировался в списке постоянных сотрудников 92, помещал в журнале свои работы). В начале 1919 г. входил в Правление (был «товарищем председателя» — Г. Петникова 93) «Профессионального Союза Деятелей Левого искусства в Харькове». В том же году, помимо прочего, тесно сотрудничал с журналом «Пути творчества», издававшимся тем же Петниковым: принимал участие в оформлении выходящих номеров (так, в № 1 — 2 концовка на с. 11 — его работы), а в № 4, вышедшем к 1 мая 1919 г., помещена статья Б. и две репродукции его работ.

«В 1919 женился на Лидии Павловне Третьяковой, бывшей жене В. Ермилова, и вскоре эмигрировал. (Видимо, пока Харьков занимали части Добровольческой армии: с 25 июня по 12 декабря 1919 г. — В. Я.) В янв. 1923 поселился в США. В 1920-е занимался сценографией, развивая идеи Глаголина и рус. конструктивистов. Д. Бурлюк писал: «…пытаясь применить. рус. театр. стиль на амер. сцене, В. В. Бобрицкий увидал, что для Америки принять этот стиль ещё рано». В дальнейшем сосредоточился на прикладной графике. Рисовал для журналов «Уэнити Фэр» и «Вог»; исполнял обложки и книжн. украшения для различных амер. изд-в; разрабатывал рекламу для фирм «Сакс», «Стэйнвей», «Альтман» и др. По утверждению Бурлюка, оказал заметное влияние на «всё объявительское искусство Нового Света».

Исполнил ряд графич. портретов, в т. ч. Д. Бурлюка и Б. Глаголина, в которых реалистическая манера сочетается с нарочитой незавершённостью, роднящей их с некоторыми работами Ю. П. Анненкова.

Участвовал в Международной выставке (1923) и выставке Современного русского искусства (1932) в Филадельфии, в выставках Арт Директорс Клаб в Нью-Йорке. Рекламные рисунки и станковая графика репродуцировались в журналах «Гебраухсграфик» (1932 — 1933), «Студио» (1939), «Америкэн Артист» (1942 — 1946), «Арт Ньюс» (1944 — 1945), «Грэфис» (1952) и др.» (ХРЭ).

Репродукции: Сборник-альбом «Семь плюс Три» [Харьков: изд. «Союза Семи», 1918]: титульный лист (Фогель. С. 50); «мёртвая петля мистера эрос'. карандаш» — с. 7; «портрет жены, масло с лаком, чёрное, серое, синее, красное. фактура гладкая, полированный саф’янный лак. размер 140×140 с.» — с. 11; «бобрицкий. эскиз декорации второго акта мистерии буал’е, опят' на земле` автолитография» — С. 13

С. 94 Бобрицкий. Б. С. Глаголин в роли Павла I-го // Театральный Журнал. № 2. Харьков. 20 октября 1918. Лиц. с. обл.

[Концовка работы Б.] // Пути творчества (Харьков). 1919. № 1 — 2. С. 11

В. Бобрицкий, Б. Косарев. Рис. занавеса 3-го акта к спектаклю «Пан» Ш. Ван Лерберга в театре Н. Н. Синельникова (режиссёр Б. Глаголин) // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 23

Рис. занавеса к спектаклю «Обмен» П. Клоделя в театре Н. Н. Синельникова (режиссёр Б. Глаголин) // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 52

[Заставки работы Б.] // Сборник нового искусства (Киев — Харьков, 1919). С. 3 и 4

Портрет Евреинова. Карандаш // Сборник нового искусства (Киев — Харьков, 1919). С. 8

Лит.: ВХ 1917

М. Кин. Художественная выставка «Союза искусств» // Колосья (Харьков). 1918. № 2 — 3. С. 22

Ф. И. Шмит. [Заметка о выставке «Союза искусств"] // Наш день (Харьковск. газета). 1918. № ?

Письмо в редакцию [Союз Семи: открытое письмо] // Колосья. 1918. № 6 — 7. С. 23

Искусство в Харькове // Колосья. 1918. № 9. С. 13 — 14

Семь плюс Три. — [Харьков: издание «Союза Семи», 1918]. — 56 с. — 200 экз.

О книгах [о сб.-альб. «Семь плюс Три"] // Колосья. 1918. № 11. С. 15

Поль Даргиньи. Книжная полка [о сб. «Семь плюс Три"] // Театральный Журнал. № 7. Харьков. 22 декабря 1918. С. 13 — 14

Театральная хроника [об открытии «Дома артиста» и о росписи помещения членами «Союза Семи"] // Колосья (Харьков). 1918. № 18. С. 14

Л. Викторов. «Дом артиста» [об открытии и о росписи] // Театральный Журнал. № 6. Харьков. 15 декабря 1918. С. 10

Местный отдел [Проф. Союз Деятелей Левого Искусства в Харькове] // Пути творчества (Харьков). 1919. № 1 — 2. С. 58

В. Бобрицкий. К грядущему строительству нового театра // Пути творчества (Харьков). 1919. № 4. С. 29 — 31

Сборник нового искусства. — Киев — Харьков, 1919. — 24 с., fol.

З. Фогель. Василий Ермилов. — М., 1975 (С. 16, 50)

ХРЭ — с указанием источников

Б у р л ю к, 29; Vollmer, 1/240; АI 1/204, 2/194, 4/182, 5/128, 6/169, 7/192, 8/190

И. Поступальский. Лит. труд Д. Бурлюка. Н.-Й., 1931. С. 4 (ил.)

З. Фогель. Василий Ермилов. — М.: Сов. художник, 1975. С. 16, 51

G. Warren. Bobri // Gebrauchsgraphic, Bd. 10. 1933 Jan. S. 32 — 33

S. Yalkert. Bobri // Art and industry. V. 28. 1940. P. 104 — 109

E. W. Watson. Bobri // American Artist, V. 6. 1942. P. 12 — 17.

(ИЗ статьи Владимира Яськова «Хлебников. Косарев. Харьков.»

Читать дальше