войти
опубликовать

Валентин
Николаевич Блинов

Россия • родился в 1944

(1944-2015)
Художник-график. Член Союза художников СССР.
Родился 18 августа 1944 года в Ленинграде. В раннем возрасте 16 лет познакомился с художником-графиком Андреем Алексеевичем Ушиным, ставший для него учителем. Уже через год после знакомства с Ушиным в ленинградской газете «Смена» появилась статья «Доброго пути, Валентин!». А уже в 1964 году В. Соловьёв, пристально следивший за творческим ростом 19 летнего художника, писал: «Два года назад он закончил обыкновенную – не художественную! – школу. Сейчас на его счету добрая сотня линогравюр, масса рисунков и акварелей, участие в молодежной выставке в ЛОСХе и персональная выставка в редакции журнала «Звезда». Возраст свой он, без сомнения, обогнал. Становление таланта – штука сложная. Блинов сумел по-своему увидеть мир. Радует в нем не способность говорить, а потребность. Воображение и правда стали стимулом его творчества». Автор многочисленных петербургских пейзажей. В 1967 году в 23 года Валентин стал самым молодым членом Ленинградского Союза художников. У А.А. Ушина Блинов познакомился с выдающимся исследователем русского авангарда Евгением Фёдоровичем Ковтуном, служившим тогда заведующим отделом рисунка и гравюры в Русском музее. Именно Ковтун открыл Валентину Авангард и позволил прикоснуться в прямом и в переносном смысле к шедеврам, хранящимся в фондах музея. Особенно покорило юношу творчество Д. И. Митрохина. В те годы Валентин часто бывал в доме у художника Адриана Владимировича Каплуна, прекрасно когда-то знавшего И.Е. Репина и М.В. Добужинского. Его дом был похож на настоящий музей – на стенах висели работы А.П. Остроумовой-Лебедевой, К.И. Рудакова, М.В. Добужинского, П.А. Шилинговского, В.И. Шухаева, С.Б. Юдовина. Здесь Валентин Блинов встретился со знаменитым А.С. Ведерниковым. В те годы Валентин часто бывал в доме у художника Адриана Владимировича Каплуна, прекрасно когда-то знавшего И.Е. Репина и М.В. Добужинского. Его дом был похож на настоящий музей – на стенах висели работы А.П. Остроумовой-Лебедевой, К.И. Рудакова, М.В. Добужинского, П.А. Шилинговского, В.И. Шухаева, С.Б. Юдовина. Здесь Валентин Блинов встретился со знаменитым А.С. Ведерниковым. Блестящее окружение влияло на молодого человека наилучшим образом. Старшие наставники, оценившие природный дар Валентина Блинова, понимали, что художнику такого склада лучше «слушать самого себя», чем окунуться в систему академического обучения. Но нужно было получать образование, и Валентин решил поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина на факультет теории искусства. Экзамены он сдал блестяще, но, проучившись всего год, принял решение оставить институт и целиком посвятить себя занятию любимым делом. Валентин много времени проводит в зале эстампов Публичной библиотеки, упорно совершенствует мастерство в литографской мастерской в тесном общении с коллегами по цеху – художниками А.В. Каплуном, А.А. Ушиным, А.Л. Капланом, Б.Н. Ермолаевым. Это поколение ленинградских графиков трепетно хранило дух петербургской школы, которую прославили А.Н. Бенуа, Г.И. Нарбут, Н.А. Тырса, А.П. Остроумова-Лебедева, С.Б. Юдовин. Важную роль в профессиональном становлении Валентина Блинова сыграло его знакомство с известными московскими графиками И.В. Голицыным, В.А. Фаворским, Г.Ф. Захаровым и А.В. Бородиным, изучение их опыта, а также их оценки творчества молодого ленинградского художника. К концу 1960-х индивидуальная манера Валентина Блинова приобретает свои узнаваемые черты. В 1968 году на Международном фестивале в Софии (Болгария) была показана персональная выставка его графики. К этому времени Блинов имел опыт участия в более чем 50 выставках в СССР и за рубежом. Главной темой его творчества с самого начала стал любимый Город. Валентин любит изображать город как бы увиденным с высоты птичьего полёта. Вообще стремление увидеть город по-новому составляет важную особенность творческого метода художника. Не случайно в начале 1970-х у Блинова возникает серия гравюр, главными персонажами которых оказались забавные существа – букашки. Они вели образ жизни, свойственный людям – учились в школе, «гоняли чаи» из самовара, устраивали водные прогулки у стрелки Васильевского острова и даже летали над городом на воздушных шарах. За это «стремление упростить окружающую жизнь», за «романтизацию» и «уход от действительности» творчество художника порой подвергалось критике некоторыми искусствоведами. Зато детворе, обожавшей журнал «Весёлые картинки», эти фантазии про жизнь букашек оказались по сердцу. Образы в гравюрах Валентина Блинова становились всё более камерными и поэтичными: мостики над каналами, колокольни и купола, крыши старых доходных домов, пожарные каланчи, каменные набережные, фонари и деревья – они заполняют ландшафт в работах художника, посвящённых городу. И как акцент в этой плотно записанной канве - любопытная кошка на подоконнике, или скромный цветок на мосту. С начала 1970-х годов Блинов открывает для себя новую тему: он увлечённо пишет интерьеры мастерских знакомых художников, с любовью фиксируя все детали, создающие неповторимую творческую атмосферу. Благодаря этой кропотливой работе в истории остался облик мастерских многих известных художников – Ю.А. Васнецова, Б.Н. Ермолаева, А.А. Ушина, З.П. Аршакуни, Н.Е. Муратова, В.М. Звонцова, В.А. Гальбы, А.А. Каплуна. На пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» (Москва, 1975) творчество Валентина Блинова было представлено серией линогравюр «Мастерские ленинградских художников», в которых автор сумел передать неповторимость духовного мира каждого художника. Неминуемо изменялся облик города и художник с грустью наблюдал, как блеск новых жестяных труб и крыш всё больше затмевает привычные для глаза приглушённые краски. И тогда всё чаще на рисунках Блинова стали появляться уже исчезнувшие строения, забытые вывески и люди в старомодных одеждах. По улицам побежали лёгкие конки, а на реках и каналах сгрудились многочисленные лодки и пароходы. «Фантомы разрушенных или изменённых до неузнаваемости домов и храмов обретали в его гравюрах свои очертания - Реформатская церковь на Мойке, Вознесенская церковь в Коломне, церковь при бывшей богадельне Апраксина на Фонтанке. А иные забытые места ещё хранились и в памяти самого Валентина – засыпанный Введенский канал, старый литовский рынок, казармы Измайловского полка в Дерптском переулке, сожжённые грозой купола дома на Мойке у Красного моста. Не раз у прохожих вызывал недоумение художник, рисующий с натуры пейзаж вокруг реконструированной им на бумаге, но давно разрушенной церкви». Так в начале 2000-х годов появилась большая серия виртуозных рисунков «Старинный Петербург». Вся творческая жизнь Блинова – это в сущности поиски художественного эквивалента своего образа города, который менялся вместе с автором. Настало время и строгий черно-белый мир линогравюры стал отступать перед насыщенными яркими цветами и экспрессивными формами. Блинов полюбил раскрашивать свои гравюры акварелью и начал экспериментировать с разными материалами и техниками. В ход шли тушь, гуашь, пастель, цветные карандаши, акварельные краски и темпера. Любимыми его персонажами стали дамы в пышных шляпах и с зонтиками, с детьми и собачками, влюблённые пары, прогуливающиеся по набережным и проспектам, словно сошедшие со страниц старой петербургской хроники. Если приглядеться к рисункам Валентина, то в них можно обнаружить портрет самого художника: вот он спешит куда-то с эскизами в папке, вот - расположился с мольбертом среди праздничной толпы. Это он, пряча улыбку в бороду, любуется своим Городом, образы которого щедро дарил зрителям на протяжении почти 50 лет. Удивительным подарком судьбы стало для Валентина Блинова оформление интерьера ресторана «7:40», которое он осуществил в 1989-99 годах вместе с художником Михаилом Бычковым. Выйдя за рамки графического листа, фантазия Валентина получила необыкновенный простор. Монументальные росписи стен, 150 настенных панно на деревянных тарелках, оригинальные двухсторонние ставни, выполненные на темы еврейского фольклора, создали по-настоящему художественную атмосферу ресторана, стилизованного под жилище старого еврея-сапожника. Судьба сложилась так, что из-за болезни в творчестве известного петербургского графика Валентина Блинова случилась долгая пауза длиною более чем в десять лет. Но сегодня его уже можно почти ежедневно встретить прогуливающимся по Коломне или Васильевскому острову, подмечающим перемены в хорошо изученном им ландшафте. Обнаружив исчезновение с лица Города старинного дома или огрехи новомодной реконструкции, Валентин Блинов спешит рассказать об этом друзьям. И тогда порой горечь и недоумение звучат в голосе художника, посвятившего жизнь и талант воспеванию неповторимого облика красивейшего из городов мира, заботливо восстанавливавшего в своих рисунках облик церквей, разрушенных в первые десятилетия советской власти. К счастью, в последние годы художник сумел преодолеть последствия болезни, разделивший его жизнь и призвание. В 2008 году состоялась презентация книги-альбома «Валентин Блинов. Графика». В 2011 году Валентин Николаевич впервые за многие годы принял участие в выставке «Пасхальный калейдоскоп» («Арка» арт-галерея, СПб), а вскоре состоялась его выставка «Возвращение», частью ретроспективная, а частью представившая новую оригинальную графику, созданную в смешанной технике. Нет сомнения в том, что доброе напутствие, с которым Валентин Блинов начинал когда-то свой творческий путь, сбылось, а его творчество стало неотъемлемой частью ленинградского и петербургского искусства. В 1998 стал одним из учредителей группы художников-графиков «Тихие» («Десять тихих») вместе с Н. Андреевой, Е. Васениной-Прохоровой, А. Гавричковым, О. Гуриной, Н. Домашенко, А. Кобяк, Л. Кульшаровым, К. Почтенной, И. Черновой-Дяткиной. В 1999 году вступил в Санкт-Петербургское пастельное общество. Много лет сотрудничал с журналами «Нева», «Звезда», «Костёр», «Весёлые картинки». Участник более 250 выставок в России и за рубежом. Работы в собрании Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина, Музее Современного искусства Софии, Музее Современного искусства Загреба, в музеях Германии, Швейцарии, Польши, Венгрии и Румынии, в частных собраниях Австрии, Англии, Голландии, Германии, Израиле, Канаде, США, Франции, России и других стран.

Перейти к биографии