войти
опубликовать

Макс
Авадьевич Бирштейн

Россия • 1914−2000

Живописец, график. Окончил Моск. ин-т изобр. искусств (1942), ученик С.Герасимова, Г.Шегаля. С 1946 участник выставок. Жил и работал в Москве, совершил ряд длительных поездок по стране, участвовал в плаваниях по южным морям и океанам. Многокрасочные полотна, близкие к русскому пониманию импрессионизма - пейзажи «Весна» (1948), «Коктебель» (1953), «Льды на море» (1963), «Нотр Дам» (1976), «Набережная Кутаиси» (1985), «Старый дом. Таруса» (1988), портреты «Пианист Яков Флиер» (1944), «Женский портрет» (1950), картины на темы жизни народов Севера «В день выборов в тундре» (1953), «На слете оленеводов. Оленьи гонки» (1957), «Зимовщики» (1959) и др. работы. Автор кн. "Картины и жизнь".

Живописец. Член Союза художников СССР.

С 1935 учился на живописном факультете Московского ин­ститута изобразительных ис­кусств, который окончил с от­личием. Его педагогами были известные мастера изобрази­тельного искусства: С.В. Гера­симов, И.Э. Грабарь, Г.М. Щегаль, В.В. Почиталов. Воспо­минаниям о годах учебы посвящены полотна «МОИ УЧИТЕЛЯ - Г.М. ШЕГАЛЬ и В.В. ПОЧИТАЛОВ" (1964) и «И.Э. ГРАБАРЬ и СВ. ГЕ­РАСИМОВ В КОЗАХ» (1969). Именно в 1960-е сло­жилась индивидуально-непо­вторимая манера художника, которая будет характерна для его работ и впоследствии. В это же время окончательно определился круг его сюже­тов, хотя Бирштейн не отда­вал предпочтения какому-ли­бо одному жанру: он одинако­во вдохновенно работал над пейзажем, натюрмортом и портретом. Ху­дожник писал самые простые вещи: собаку со щенками («ДИГА СО ЩЕНКАМИ», 1968), свою коллекцию куп­ленных на рынке китчевых кошек-копилок («НАТЮР­МОРТ С КОШКАМИ», 1979), сельскую бытовую сценку («КОВКА ВОЛА В ЗЕСТАФОНИ», 1979), но стремится вывести их из мира обыденности. Инте­ресны его пейзажи, написан­ные под впечатлением от мно­гочисленных поездок в тече­ние ряда лет по Средней Азии и Закавказью - «СУМЕРКИ. СА­МАРКАНД» (1964), «ИС­ТОЧНИК. У ЧИНАРЫ. ОРДУБАД» (1967), «НОЧЬ В БАКУ» (1980); «ГРОЗА В БАКУ» (1982).

Живописное пространство его работ строится на контрасте массивной архитектуры и импрессионистиче­ской свето-воздушной среды, открытости цвета, благородстве изысканной па­литры создавало сдержанное тональное богатство пейза­жей. 1970—1980-е отмечены в твор­честве Бирштейна композици­онными открытиями — натюр­морт либо пейзаж входят в ка­честве важных элементов в портрет или жанровую карти­ну. В работе «ВОСПОМИНА­НИЕ О ВЕНЕЦИИ» (1981) фоном для натюрморта, соста­вленного из итальянских суве­ниров, служит пейзаж Вене­ции, стоящий на мольберте.

Портрет играл значительную роль в творчестве художника последних десятилетий. Бир­штейн часто изображал на сво­их полотнах творческих людей, коллег, близких друзей. Еще в конце 1960-х он стал создавать так называемые «портреты-картины», живописные полотна-воспоминания: «А.А. ОСМЕРКИН В МАСТЕР­СКОЙ P.P. ФАЛЬКА» (1967), «ХУДОЖНИКИ А.А. ДЕЙНЕКА и Г.Г. НИССКИЙ» (1979).

В ряде работ, таких как «ХУДОЖНИК ИРИНА МА­КАРОВА» (1981), «СКУЛЬП­ТОР МИЛА КРЕМНЕВА. ЗЕРКАЛО» (1980), «СКУЛЬПТОР ВЛАДИМИР ЦИГАЛЬ» (1980), «ХУДОЖ­НИК ТЕАТРА ЛЕНОЧКА КАЧЕЛАЕВА» (1983), натюр­морт входит в композицию в качестве важного поясняющего компонента. Герой картины изображен на фоне его соб­ственных работ, что помогает раскрытию его образа. Люди на полотнах Бирштеина словно сами повествуют о себе, прини­мая участие в создании своего портрета. Живописец Т.Е. Назаренко позировала художнику на фоне своей картины «Свадьба в Бухаре», а Н.И. Не­стерова — в момент работы над полотном «Грузинский пир». Даже когда образный строй по­лотна у Бирштеина драмати­чен, как в портретах В.Е. Татлина, В.Е. Попкова, на первый план выдвигается общечелове­ческая значимость творческой личности.

Образный мир радует и привлекает. Вся жизнь Бирштейна была на­полнена интересными поезд­ками, встречами с замечатель­ными людьми. Путешествия на Север, на Новую Землю, в Сингапур, в Африку обогатили его творчество яркими впечатлениями. Благодаря этому сложился круг тем и сюжетов, которые характерны для творчества художника. За каждым мотивом — будь то пейзаж или человеческая фи­гура — Бирштейн признает право стать отправной точкой творческого вдохновения. Его персо­нальные выставки проходили в Москве (1984,1992), Ленинграде (1985), Обнинске, Ялте, Воро­неже, Ереване, Тбилиси. Он стал участником многих вы­ставок в стране и за рубежом. Работы Бирштейна приобре­тены ГТГ, ГРМ, многими му­зеями в России и за рубежом.

Литература:

Бирштейн М.А. Картины и жизнь. М., 2000.

Перейти к биографии