войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1912
Размер: 191.5×114 см
Аудиогид

Описание картины «Уголок мастерской»

Картину «Уголок мастерской» Матисс пишет в 1912 году в перерыве между двумя путешествиями в Марокко. Всего годом ранее он уже писал предметы, изображенные на этой картине, на работе «Розовая мастерская», только здесь он дает более крупный фрагмент своей студии.

Как и прежде, Матисс довольно свободно обращается с реальными цветами объектов и поверхностей, повинуясь сиюминутному настроению и видению действительности в текущий момент времени. Розовый пол он «перекрасил» в глубокий изумрудный тон, желтый узор на синей ткани превратился в розовый, ширма, на которую наброшена ткань, тоже подстроилась под обновленную цветовую гамму. На том же месте на стене осталась картина «Роскошь II», правда, теперь мы видим лишь ее нижний край.

В Марокко Матисс увлекся сине-голубыми оттенками и более спокойными цветовыми решениями. Пребывание в Танжере и знакомство с мусульманской культурой повлияло не только на выбор палитры художником, но и на манеру написания картины в целом. «Розовая мастерская» выполнена в несколько небрежном, этюдном ключе, в то время как «Уголок мастерской» куда более тщательно проработан. Особенно отчетливо это заметно по цветочному узору на ширме и тому, как выписан каждый листик растения в горшке.

Центральное место на обеих картинах неслучайно отведено пестрой ширме и наброшенной на нее ткани. Боэн – город, откуда был родом Матисс – на всю страну славился ткачами и искусными тканями, которые они изготавливали. Здесь производили шелк и парчу, бархат и кашемир, французский твид и прозрачный тюль. Еще ребенком Матисс любил наблюдать за работой ткачей, за тем, как они добиваются тончайших оттенков, складывая их в узоры на своих станках, подобно художникам за мольбертом.

Позже, во время учебы в Париже, он тратил последние деньги на покупку маленьких лоскутов ткани у старьевщиков – фрагментов старинных гобеленов и вышивок для своего «музея ткани». А гораздо позже ему доведется писать моделей в роскошных нарядах самых модных столичных домов, сшитых из тканей, изготовленных мастерами его родного города. И часто именно ткани и узоры на них становятся объектом его пристального интереса, затмевая даже внешность или какие-либо части тела натурщиц, как это было на работе «Зора на террасе», например.

В июле 1912 года картину «Уголок мастерской» приобрел коллекционер Щукин вместе с еще четырьмя полотнами. У себя в столовой он вешает три из них: справа «Уголок», в центре – «Разговор», а слева – «Настурции», что в совокупности дало эффект одного огромного красочного панно.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии