войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Данная работа добавлена пользователем Артхива, если она нарушает чьи-либо авторские права, пожалуйста сообщите нам.
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Аллегорическая сцена
Техника: Декупаж
Материалы: Холст, Бумага
Дата создания: 1933
Размер: 503.2×1034.4 см
Работа в подборках: 17 подборок

Описание картины «Танец»

Когда Альберт Барнс в 1930 году заказал Матиссу большое панно для своего центра, художник выбрал его темой танец. Когда-то с «Танца», выполненного для русского мецената Сергея Щукина, началась слава Матисса.

Ставший при жизни легендой, Матисс мечтал о монументальности. Ему хотелось расписывать здания. Огромное панно для фонда Барнса, которое должно было располагаться в арочных сводах под окнами, стало шагом к воплощению этой мечты – позже будет еще и роспись капеллы в Вансе.

Матисс писал этот «Танец» трижды. В первый вариант закралась ошибка в размеры, второй вариант тоже не подошел под заказ, но позже был продан Музею современного искусства в Париже. Третий, как и было задумано, украшает фонд Барнса.

Именно создавая «Танец», Матисс впервые применил технику декупажа (фр. découpage —вырезание). Открыл он метод не сразу, изначально мастер разделил работу на три холста по пять метров каждый, вооружился кистью на длинной бамбуковой ручке и принялся рисовать. С рисунком все шло отлично, но когда пришло время наносить цвет, пришлось снова и снова изменять формы. «Создать при всем этом композицию и получить нечто, что живет, поёт, я мог только на ощупь, бесконечно изменяя цветные и черные части», – рассказывал художник.

Именно тогда Матисс подумал об использовании цветных бумажных вырезок. Изначально вырезки делались из белой бумаги, а затем окрашивались. Но это снова меняло результат! Окрашенные поверхности приобретали другое звучание, менялась фактура, Матисс снова был недоволен. Тогда он решил сразу вырезать из цветной бумаги и более не менять ее цвет.

«Вырезки из бумаги позволяют мне рисовать цветом. Для меня речь идет об упрощении. Вместо того, чтобы рисовать контур и заполнять его краской — причем одно изменяет другое, — я рисую прямо в цвете, который тем более рассчитан, что его не приходится перемещать». Когда-то его первый учитель Гюстав Моро предрекал, что Матисс «упростит живопись»…

С этого момента техника аппликаций прочно вошла в арсенал любимых методов Матисса. Причем если поначалу она была лишь одним из способов, то с 40-х годов Матисс практически только так и работает.

В декупажах Матисса соединилось его искусство колориста, максимальное упрощение, к которому он шел всю свою жизнь, а еще внезапно дали о себе знать негритянские мотивы. Поездки в Марокко, а позже на Таити не прошли даром, аппликации Матисса – сродни восточным росписям и примитивистским рисункам. В отличие от Гогена, вдохновленного Таити, Матисс после визита в Океанию пришел к выводу, что рай на земле создать может лишь художник. На Таити прекрасно, но работать там решительно невозможно, заявлял он. Но когда мы смотрим иллюстрации-аппликации к книге Матисса, то находим отголоски Океании.

Кубисты и футуристы тоже использовали коллажи и аппликации, но у них цель была иная, они вносили элементы быта в художественную палитру (обрывки газет, этикетки и др). Для Матисса же декупаж оставался методом создания чистой живописи. Даже не имея сил удержать в руках кисть, он продолжал работать. Если говорить о ранних картинах, которые можно рассматривать в качестве предпосылок для открытия техники аппликаций, стоит упомянуть «Арабскую кофейню». Написанная в 1913 году картина марокканского периода словно предсказывает будущие вырезанные силуэты, которые выйдут на первый план в поздних работах.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии