Регистрация

Натюрморт. Раковина на черном мраморе

Предложить название
1940, 54×81 см • Масло, Холст

Описание картины «Натюрморт. Раковина на черном мраморе»

Картину «Раковина на черном мраморе» Матисс написал в 1940 году при очень непростых обстоятельствах. Нацисты оккупировали значительную часть Франции, и многие жители спасались бегством из Парижа, где начались бомбардировки. Художнику вместе со его тогдашней компаньонкой Лидией Делекторской удалось сесть на переполненный поезд до Бордо, а чуть позднее перебраться в Ниццу, там у Матиссов был дом с мастерской.

Вымотанный разводом с Амели и разделом имущества, незадолго до страшных событий Матисс планировал отправиться в Бразилию, чтобы немного отдохнуть среди колоритных пейзажей Южной Америки и поработать в обстановке, где в окружающей среде присутствует так много ярких красок, созвучных его палитре. Уже получив бразильскую визу, он так и не смог покинуть страну. «Я должен был выехать 8 июля, – писал художник своему сыну Пьеру. – Увидев все своими глазами, я отказался от поездки. Я чувствовал бы себя дезертиром. Если все, кто на что-то способен, удерут из Франции, то кто же останется?»

В Ницце Матисс держал в специальном вольере три сотни экзотических птиц, которые немного развеивали тревогу тех дней. Но когда к осени начались перебои с поставками продовольствия и товаров, пришлось начать постепенно распродавать пестрых питомцев. Специальный корм для них, который ранее привозили из Нидерландов, теперь был недоступен.

У художника начались перебои и с вдохновением, особенно при работе с неживой натурой. Ему было сложно сосредоточиться на цветах, фруктах или распахнутых окнах из-за постоянной тревоги о близких. «Я чувствую страх перед началом работы с предметами, одушевление которых должно исходить от меня, от моих собственных чувств, — писал Матисс Пьеру. – Поэтому я сговорился с местным агентством статистов кино, чтобы они мне присылали самых красивых девушек; если те мне не подходят, я даю им десять франков и отпускаю. Они удерживают меня среди моих цветов и фруктов, с которыми мне удается установить контакт, почти не отдавая себе в этом отчета… и все, что мне остается делать, — это ожидать вдохновения, которое не замедлит наступить».

Возможно, поэтому натюрморт «Раковина на черном мраморе» так разительно отличается от тех, что Матисс создавал прежде: сдержанный, не перегруженный орнаментом или деталями, отчетливо отдающий тревожным чувством. Он писал его долго, целых тридцать сеансов, «стремясь освободиться от всего лишнего», но в итоге остался очень доволен результатом, считая, что эта его работа — «самая выразительная с точки зрения колористического решения».

В 1952 году Матисс преподнес картину в дар Лидии Делекторской с формулировкой «в благодарность и в связи с двадцатилетием ее верной и преданной мне службы, внесшей такой вклад в мое творчество и так дополнившей его». Шесть лет спустя, уже после смерти художника, она подарила «Раковину на черном мраморе» Пушкинскому музею.

Автор: Наталья Азаренко
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Китагава Утамаро. Гребень
  • Петрус Кристус. Портрет девушки
  • Альбрехт Дюрер. Меланхолия
111
Собирает йцу йцу
9 работ • 0 комментариев
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
  • Диего Веласкес. Менины
  • Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
истории
61 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Альбрехт Дюрер. Меланхолия
64
Меланхолия
Альбрехт Дюрер
1514, 23.8×18.6 см
Китагава Утамаро. Гребень
24
Гребень
Китагава Утамаро
1785, 37.5×25 см
Микеланджело Меризи де Караваджо. Давид с головой Голиафа
11
Давид с головой Голиафа
Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
23
Венера перед зеркалом
Диего Веласкес
1651, 122×177 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP