Регистрация

Арабская кофейня

Предложить название
1913, 210×176 см • Масло, Холст

Описание картины «Арабская кофейня»

«Арабская кофейня» входит в марокканский цикл Матисса. Художник впервые отправился в Марокко в 1911 году. Именно неспешный Восток позволил ему выйти из рамок фовизма – окончательно от его идей Матисс не откажется никогда. Сам художник по этому поводу сказал: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».

В Марокко Матисс отказывается от резких контрастов фовизма, он «остепеняется», но не в смысле утраты остроты чувств и «приглаженности» новых картин – напротив, на смену внешним контрастам приходят глубина, тонкость, чуткость и особое, матиссовское изящество.

«Арабская кофейня» изображает пустыню и сидящих на песке людей. Само пространство – густая бирюза, песок и воздух сливаются. А вот фигуры и лица – огненные, жаркие. Никаких уточняющих и отвлекающих деталей, лица – это только цвет. За счет отсутствия деталей картина обретает свойства вневременности, словно описывает извечный порядок вещей: так было, так пребудет во веки веков, так есть сейчас. Лица будут сменять друг друга, а горячий кофе в песке и пустыня останутся.

На переднем плане – аквариум с красными рыбками, это один из любимых сюжетов Матисса. Оранжевая рамка и резкие черные арки усиливают ощущение зноя и неподвижности, очерчивая, ограничивая это пространство. И мы точно знаем, что там – ни единого дуновения ветерка. Жаркое марево, медитативное состояние, спешить некуда. Таков арабский кофе, такова арабская кофейня.

Эта картина чрезвычайна интересна тем, что может считаться предвестником техники декупажа, которую художник будет активно применять в 40-50-е годы. Впервые он ее использует для создания огромного панно для Фонда Барнса – просто потому что иначе не получалось охватить такие объемы. А позднее это окажется его единственным способом творить: тяжело больной Матисс будет не в силах держать кисть. А ведь «Арабская кофейня», в принципе, могла бы быть создана и в технике декупажа. Схематически представленные фигуры, густой плотный фон, крупные детали…

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Матисс. Арабская кофейня
Матисс
1 работа • 0 комментариев
  • Марк Ротко. Без названия
  • Марк Ротко. Без названия (Белый, черный, ржавый на коричневом)
  • Марк Ротко. Зеленый на пурпурном
Живопись ,хорошая)
Собирает Андрей Орлов
14 работ • 0 комментариев
  • Годфрид Схалкен. Продавщица сельди
  • Питер Брейгель Старший. Фламандские пословицы. Фрагмент: Ловить рыбу без сети - извлекать выгоду из работы других людей
  • Тамара Лемпицка. Натюрморт с рыбами
Рыбки
131 работа • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
  • Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
  • Анри Матисс. Севильский натюрморт
Матисс
Собирает Olga Held
161 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Тарас Григорьевич Шевченко. Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова
2
Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова
Тарас Григорьевич Шевченко. Александр Македонский проявляет доверие своему врачу Филиппу
0
Александр Македонский проявляет доверие своему врачу Филиппу
Тарас Григорьевич Шевченко. Одалиска
3
Одалиска
Казимир Северинович Малевич. Купальщики
3
Купальщики
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP