Регистрация

Арабская кофейня

Предложить название
1913, 210×176 см • Масло, Холст
Аннотация
«Арабская кофейня» входит в марокканский цикл Матисса. Художник впервые отправился в Марокко в 1911 году. Именно неспешный Восток позволил ему выйти из рамок фовизма – окончательно от его идей Матисс не откажется никогда. Сам художник по этому поводу сказал: «Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм».

В Марокко Матисс отказывается от резких контрастов фовизма, он «остепеняется», но не в смысле утраты остроты чувств и «приглаженности» новых картин – напротив, на смену внешним контрастам приходят глубина, тонкость, чуткость и особое, матиссовское изящество.

«Арабская кофейня» изображает пустыню и сидящих на песке людей. Само пространство – густая бирюза, песок и воздух сливаются. А вот фигуры и лица – огненные, жаркие. Никаких уточняющих и отвлекающих деталей, лица – это только цвет. За счет отсутствия деталей картина обретает свойства вневременности, словно описывает извечный порядок вещей: так было, так пребудет во веки веков, так есть сейчас. Лица будут сменять друг друга, а горячий кофе в песке и пустыня останутся.

На переднем плане – аквариум с красными рыбками, это один из любимых сюжетов Матисса. Оранжевая рамка и резкие черные арки усиливают ощущение зноя и неподвижности, очерчивая, ограничивая это пространство. И мы точно знаем, что там – ни единого дуновения ветерка. Жаркое марево, медитативное состояние, спешить некуда. Таков арабский кофе, такова арабская кофейня.

Эта картина чрезвычайна интересна тем, что может считаться предвестником техники декупажа, которую художник будет активно применять в 40-50-е годы. Впервые он ее использует для создания огромного панно для Фонда Барнса – просто потому что иначе не получалось охватить такие объемы. А позднее это окажется его единственным способом творить: тяжело больной Матисс будет не в силах держать кисть. А ведь «Арабская кофейня», в принципе, могла бы быть создана и в технике декупажа. Схематически представленные фигуры, густой плотный фон, крупные детали…

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Утагава Куниёси. Серия "Избранные насекомые". Муравьи. Женщина с веером у бассейна с золотыми рыбками
  • Утагава Куниёси. Японские сказки о рыбах: Сто страшных историй
  • Павел Николаевич Филонов. Восток и Запад
Рыбки
119 работ • 0 комментариев
  • Николай Константинович Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз
  • Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
  • Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
Матисс
Собирает Olga Held
162 работы • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Арабская кофейня
  • Анри Матисс. Лежащая обнаженная (Художник и модель)
МАТИСС
Собирает Natalia Goller
2 работы • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Площадь
  • Анри Матисс. Два танцора
  • Анри Матисс. Студия под навесами
Матисс для копий
Собирает Patricia Novi
10 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Утагава Куниёси. Японские сказки о рыбах: Сто страшных историй
0
Японские сказки о рыбах: Сто страшных историй
Утагава Куниёси
1830-е , 36×25 см
Николай Константинович Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз
1
Святой Сергий Радонежский. Эскиз
Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
1
Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
5
Молодая женщина у окна. Закат
Комментарии
HELP