• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Женщина в шляпе

Предложить название
1905, 24×31 см • Масло, Холст
Аннотация
С картины «Женщина в шляпе» началась известность Матисса. Ее можно считать переломным этапом: художник окончательно простился с неоимпрессионизмом и провозгласил фовизм – искусство яркого цвета, смелых решений и декоративности.

Матисс выставил ее на Осеннем салоне в 1905 году. Бедная публика только смирилась с выходками импрессионистов, и снова всё изменилось! Президент Осеннего салона Франсис Журден придерживался позиции «я, конечно, человек прогрессивный, но меру знать надо», поэтому на всякий случай настаивал на отклонении картины. На открытый конфликт с академизмом Журден не шел, хоть и сочувствовал новым исканиям… Про портрет он сказал, что Матисс здесь «чересчур современен». Когда жюри вопреки его «антипротекции» приняло картину к экспозиции, Журден воскликнул: «Бедный Матисс! А я-то думал, что у него здесь все друзья!».

На портрете Матисс изобразил свою жену Амели. Смелое, невиданное досель сочетание красок образует удивительную гармонию и одновременно дает понять, почему это направление нарекли фовизмом (les fauves - дикий). Теплые киноварь, кармин, марена уравновешиваются ледяным изумрудно-зеленый, фиолетовым, кобальтовым. Разве женщина может бытьт такой? Но цвет у Матисса – это всегда цвет преображенный, это не цвет быта, это цвет живописи, что подтверждает его знаменитое высказывание: «Я создаю не женщину, я создаю картину».

Интересно проанализировать влияние Ван Гога на живопись Матисса. «Вангоговские» неистовство и импульсивность Матисса и влекли, и отталкивали. Его путь лежал в другой стороне – не безудержное следование импульсу, но и не подавление его в пользу рассудочности, а некое «воспитание чувств», по определению Эсколье (ни в коем случае не путать с дидактизмом – такое Матисс на холст не пускал никогда). Страсть, пропущенная через внутреннюю дисциплину, не перестаёт быть страстью, но в исполнении Матисса приобретает глубину и тонкость.

Писатель Франсис Корко говорил, что относительно авангардистских течений «Женщина в шляпе» мгновенно пояснила ему больше, «чем все эти парадоксы», то есть многочисленные манифесты и теории того времени.
Картина вызвала бурную, в основном негативную реакцию публики, а вот американская писательница Гертруда Стайн пожелала ее приобрести. Она обратилась к администратору выставки, тот сказал, что на картину установлена цена 500 франков, но, как правило, в цену заложена возможность уступки, поэтому он бы рекомендовал мадам предложить 400 франков. Гертруда так и сделала. Каково же было ее удивление, когда ей передали отказ художника снизить стоимость картины!

Дело в том, что Матиссы тогда остро нуждались. Когда принесли записку от секретаря Салона, сообщающую о покупателе, готовом отдать за картину 400 франков, Матисс очень обрадовался. Амели же настояла на отказе, заявив, что если покупатель настолько заинтересован в картине, что хочет ее приобрести, то разница в 100 франков не будет для него существенна. Зато на эти деньги можно будет купить зимнюю одежду для Марго (внебрачная дочь Матисса, жившая в семье). Ох и непростые несколько дней пришлось пережить мадам Матисс! От покупателя не было никаких известий, а если что-то не ладилось в делах живописных, то нрав у Матисса был крут. Но через три дня из Салона сообщили, что картина куплена за 500 франков. Личное знакомство Матиссы с Гертрудой Стайн свели позднее.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Фовизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Матисс. Интерьер с читающей девушкой
  • Анри Матисс. Автопортрет в полосатой футболке
  • Умберто Боччони. Сюжет 40
Henri Matisse
Собирает Olga Held
13 работ • 0 комментариев
  • Пабло Пикассо. Женщина с шиньоном
  • Кес Ван Донген. Лейла
  • Франсис Пикабиа. Зеленое лицо
Зеленые человечки
66 работ • 0 комментариев
  • Джон Сингер Сарджент. Мисс Элеонора Брукс
  • Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Графиня Р. Зубова
  • Джордж Ромни. Портрет миссис Гриер
Шляпы
94 работы • 0 комментариев
  • Петр Петрович Кончаловский. Автопортрет
  • Анри Матисс. Автопортрет в полосатой футболке
  • Анри Матисс. Синие глаза
Фовизм
Собирает Софья Штыкова
9 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Николай Константинович Рерих. Святой Сергий Радонежский. Эскиз
1
Святой Сергий Радонежский. Эскиз
Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
1
Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
4
Молодая женщина у окна. Закат
Пабло Пикассо. Портрет мадам Элен Пармелен
2
Портрет мадам Элен Пармелен
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон