Регистрация

Лежащая обнаженная (Художник и модель)

Предложить название
1935, 50.5×37.8 см • Тушь, Бумага
Аннотация
Лежащая обнаженная – не кто иная, как Лидия Делекторская, русская эмигрантка, любимая модель и просто любимая Матисса, его бессменный секретарь и помощник на протяжении 20 лет. Лидия стала вдохновением и лебединой песней позднего Матисса.

Гений колористики, художник, которому цвет повиновался, как никому иному ни до, ни после, откладывал порой кисти и брал карандаш. Не это ли означает – учиться всегда, ни на мгновение не прекращая? Достигший совершенства в использовании цвета, получивший всемирное признание создатель чувственных, сладострастных одалисок, отстраненно на них взирающий, одевающий и раздевающий их по взмаху кисти своей, пожилой уже художник берет в руки бумагу и карандаш и, словно впервые влюбившийся мальчишка, рисует женщину, которая совсем не в его вкусе. И глядя на результат, мы хорошо понимаем, почему мадам Матисс долго смотрела на одно из изображений Лидии, а потом потребовала развод.

Матисс берег Лидию от молвы, упоминал о ней исключительно как о «своем личном секретаре», но не рисовать её не мог. И любой карандашный набросок выдавал всё об отношении мастера к этой странной светловолосой русской, так не похожей на любимых им смуглых одалисок.

Словно в молодости, когда простился с неоимпрессионизмом, художник заново открывает свойства линии. Он рисует линии, и каждая из них выдает безудержную, кажется, всю жизнь копившуюся нежность к Лидии. Один из критиков, глядя на рисунок, где несколькими штрихами изображена Лидия, облокотившаяся на руки, воскликнул: «Эти руки – само объятье, здесь только женская голова и руки, но они созданы для того, чтобы обнимать мужчину!»
На рисунке «Лежащая обнаженная» художник изобразил и себя, и модель.

Это не единственное произведение такого рода: "Художник и модель"; светлый, солнечный, несколько ироничный портрет 1919 года. На рисунке "Лежащая обнаженная" художник  буквально окружает модель (оберегает?). На переднем плане угол планшета и остро отточенный карандаш врезаются в пространство рисунка, вскрывают его. А за лежащей женщиной – зеркало, в котором отражается силуэт Лидии и сам художник, не сводящий с нее глаз.

Клод Роже-Маркс, характеризуя многочисленных «Одалисок» Матисса, отмечает, что они для художника – лишь часть обстановки, элементы рая. Иными словами, изображая сладчайших одалисок, Матисс сохраняет некую отстраненность и не теряет самообладания в этой наполненной негой атмосфере. Но у нас нет ни малейшего повода сказать нечто подобное о рисунке лежащей Лидии. Женщина в центре рисунка, окруженная со всех сторон художником, – без сомнения желанна и любима. Об этом говорит каждый изгиб и каждая линия ее тела, его расслабленность, поворот головы, приоткрытый рот, счастливо-рассеянный взгляд.

Этот рисунок будет с некоторыми изменениями процитирован в «Лежащей обнаженной на фиолетовом фоне». В картине сохранилась особая мягкость, свойственная выходившим из-под кисти Матисса изображениям Лидии, но безоружной, беспредельной нежности, которая заметна в рисунке, убавилось.

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Тушь

Эта работа в подборках пользователей

  • Анри Матисс. Арабская кофейня
  • Анри Матисс. Лежащая обнаженная (Художник и модель)
МАТИСС
Собирает Natalia Goller
2 работы • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Натюрморт с двумя вазами
  • Анри Матисс. Профиль женщины
  • Анри Матисс. Лежащая обнаженная (Художник и модель)
Одной линией
3 работы • 0 комментариев
  • Анри Матисс. Молодая женщина у окна. Закат
  • Анри Матисс. Розовая статуэтка и кувшин на красном комоде
  • Анри Матисс. Севильский натюрморт
Матисс
Собирает Olga Held
161 работа • 0 комментариев
  • Уинслоу Хомер. День Святого Валентина
  • Леонард Эверетт Фишер. Сюжет 1
  • Анри Матисс. Дина Верни на цветном покрывале
Избранное
16 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Уинслоу Хомер. День Святого Валентина
0
День Святого Валентина
Уинслоу Хомер
1868, 34.5×22.9 см
Леонард Эверетт Фишер. Сюжет 1
1
Сюжет 1
Анри Матисс. Дина Верни на цветном покрывале
7
Дина Верни на цветном покрывале
Анри Матисс
1941, 21×26 см
Тарас Григорьевич Шевченко. Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова
2
Сон бабушки и внучки. Копия с рисунка К.П. Брюллова
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP