войти
опубликовать

Алексей
Иванович Бельский

Россия • 1730−1796

Биография и информация

Академик исторической и пейзажной живописи (1730 - 96), ученик Вишнякова и Джироламо Бона. В Эрмитаже хранится его "Архитектурная картина" (1789); в Академии Художеств находится несколько картин, писанных Бельским, но неизвестно каким, так как, кроме А.И. Бельского, большою славою пользовались еще Ефим Иванович, подмастерье живописи Канцелярии строений (1730 - 78), и Иван Иванович, академик исторической живописи (1719 - 99), оба также ученики Бона. Алексей и Иван Бельские указаны в реестре художникам, командированным в 1762 г. в Москву "по наряду" для расписывания Триумфальных ворот, устроенных по случаю торжественного въезда Екатерины II . С оригиналов Ивана Бельского гравировал портреты русских царей Иван Штенглин .

Алексей Иванович Бельский происходил из достаточно большой семьи живописцев. Известно, что его два брата (Иван и Ефим) и племянник (Михаил), как и сам Алексей Бельский, оставили о себе память своими живописными (пусть не многими) произведениями. Вероятно, во многом реализации склонностей братьев Бельских способствовало положение их отца — мастера лаковых дел Оружейной палаты. Именно там делали первые художественные шаги братья, получая живописное образование и начальное мастерство.

Алексей Бельский начинает самостоятельно работать где-то с 1756 года, когда он исполняет несколько аллегорических картин (например, "Астрономия"). Он принимает участие во внутренних работах при завершении отделки здания Академии художеств.

Интересно его участие в оформлении Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института), для которого он в 1771 году исполнил четыре декоративных панно, названия которых, возможно, с иным содержанием полезно было бы размещать и в наших современных учебных заведениях низшего звена: "Не лги! Не вреди никакому животному и не озлобляй его! Не будь никогда праздна! Не делай зла и не досаждай никому!" (панно, к счастью, сохранились в коллекции Государственного Русского музея).

И далее деятельность, во многом характерная для художников — современников А.И. Бельского. Обучение юных российских талантов, участие в оформлении дворцов и церквей, оформление также становящихся на ноги в России спектаклей опер и балетов.