войти
опубликовать

Андре
Дерен

1880−1954
Андре Дерен (фр. André Derain; 10 июня 1880, Шату-сюр-Сен — 8 сентября 1954, Гарш) — французский художник, который испытал на себе большую часть модернистских течений в живописи, от импрессионизма и фовизма до кубизма и неоклассики.

Особенности творчества художника Андре Дерена: блестящий колорист, Дерен был склонен также к эскпериментам с формой, а в рамках своего увлечения классикой отказался от характерной для него яркой палитры; пейзажи Дерена поражают своей эмоциональностью и декоративностью, виртуозной работой с цветовыми пятнами. 

Известные картины Андре Дерена: "Гавань в Париже", "Просушка парусов", "Субботний день"

Сам мэтр Анри Матисс с супругой нанес светский визит родителям юного Дерена, дабы убедить, что сын их талантлив чрезвычайно и здорово бы поддержать его финансово. А известный парижский галерист Амбруаз Воллар после выставки, ознаменовавшей рождение фовизма, скупил все картины из мастерской Андре Дерена. В некоторые ящики он даже не заглядывал! Дерен писал в стиле фовизм, баловался пуантилизмом, ушел к кубистам, покинул их и… вернулся к классике. В авангардистские времена это было и правда весьма авангардным решением.
Гений из предместья Андре Дерен – сын молочника (по другим сведениям – кондитера) из Шату, небольшого городка вблизи Парижа. К школьным занятиям он относился весьма прохладно, а вот по рисованию всегда получал отличные оценки. Отец желал дать сыну «нормальное образование», и Андре поступил в Политехническую школу в Париже. В оной незамедлительно приступил к прогулам занятий, предпочитая обществу стремящихся сделать из него инженера преподавателей общество картин в Лувре. Гораздо серьезнее, чем к светлому инженерному будущему, Андре относился к своему обучение в студии Эжена Каррьера. Именно там состоялось судьбоносное знакомство с Матиссом, Руо и Марке.

Дерену исполнился 21 год, Матисс был на 10 лет старше. Под его руководством Андре открывал мир арт-дилеров и парижских галерей. В эти годы он писал в основном пейзажи. Однажды весной 1900-го года на перроне пригородного вокзала, собираясь отправиться за город на пленэр, Дерен заприметил парня с мольбертом в руке. Они оказались оба родом из Шату и поехали дальше вместе. Вскоре Андре Дерен и Морис де Вламинк сняли заброшенный ресторан в Шату и устроили в нем общую мастерскую. Морис Дени прозвал их «гениями из предместья».
Андре Дерен и фовизм Ван Гог для Дерена стал путеводной звездой, открывшей искусство безудержного чистого цвета. Он, кстати, предрекал, что «художником будущего может стать невиданный еще колорист». Конечно, мы не можем сказать, что Ван Гог заложил основы фовизма. Но с уверенностью можем констатировать, что если бы не было Ван Гога, фовизму невозможно было бы прийти. Ван Гог создал пространство, в котором смогут появиться фовисты – не следуя за ним, а оттолкнувшись от него – но именно от него!

На первой большой выставке Ван Гога Дерен познакомил Матисса и Вламинка. Они друг от друга в восторг не пришли: Матисс счел Вламинка чрезмерно шумным и диким, а Вламинк говорил, что у Матисса «нет ничего, кроме цветосочетаний». Тем не менее, они встретились, они впитали «Ван Гога дух», и именно этим троим суждено возглавить течение, которое критики назовут «диким». Дерену пришлось ненадолго отлучиться от мольберта в армию, где он умудрялся разрисовывать стены казарм. По возвращении они с Вламинком снова совместно сняли мастерскую, но вопрос «на что жить» стал чрезвычайно остро. И тогда в дело вмешался мэтр Анри Матисс. Расцвет его славы впереди, но имя его в 1904 году уже достаточно известно. Вместе с мадам Матисс импозантный, презентабельной внешности месье Матисс нанес визит достопочтенным родителям Дерена и заверил в безусловном большом таланте их сына и необходимости его поддержать. Это было куда убедительнее, чем дружба с непонятным, воистину диковатым Вламинком! Отец сдался, и Андре был обеспечен финансовой поддержкой. На Осеннем салоне Независимых 1905 года из уст Луи Вокселя прозвучало определение fauve (дикие) по отношению к картинам Матисса, Дерена, Марке и Вламинка. Предшествовавшее рождению фовизма лето Андре Дерен провел в Коллиуре у семейства Матиссов. На Средиземноморском побережье Дерен впервые начал писать ярким, открытым цветом (1, 2).
 
«Теперь всё, что было написано мной до этого, кажется мне ужасно глупым», – признается Дерен Вламинку. Публика отнеслась в большинстве своем враждебно к «диким» художникам. А вот крупнейший парижский галерист Амбруаз Воллар оптом скупил все картины, которые были в мастерской Дерена – 89 картин и 80 рисунков, что обошлось ему на тот момент в 3 300 франков, и обеспечил художника работой, заказав ему роспись ваз и тарелок модного в то время гончара, а позже отправив его на полтора месяца в Лондон. Воллар надеялся получить серию пейзажей на берегу Темзы (подобно аналогичной серии Моне). Дерен написал в Лондоне 30 картин. 
Андре Дерен и кубизм Уже в следующем, 1906 году, Дерен сблизился с лидером кубистов Пабло Пикассо (а вот его друг-фовист Вламинк ненавидел Пикассо особенно рьяно). Художники сходятся на почве увлечения Сезанном, с которого начинался кубизм. Изображения Дерена приобрели объем, вес, четкость силуэта, влияние Сезанна особенно заметно в его натюрмортах (1, 2), но к дальнейшим экспериментам кубистов Дерен не примкнул.

Он довольно скоро разочаровался в кубизме и большинство работ того периода сжег. Дело в том, что ему вовсе не хотелось опровергать, отвергать и ниспровергать. Дерену путь кубизма казался тупиковым. Как следствие, хотя он наравне с Пикассо и Браком стоял у истоков кубизма, сегодня его имя в таком контексте нечасто употребляется. Художник задумал возвращение к истокам.
И снова классика Многие упрекали Дерена в том, что он отрекся от авангардистских идеалов в угоду публике, из чисто материальных соображений. Однако в это же время творили и Матисс, и Пикассо, у которых с «материальными соображениями» дела обстояли очень неплохо и без возвращения к классике. А публика действительно была благодарна Дерену – напуганные Первой Мировой войной, утратившие опору люди хотели какой-то стабильности, надежности. Дерен ее дал. Он вспомнил о традиционных жанрах. Некоторые исследователи считают Дерена одним из первых постмодернистов, обративших взор к классике после авангардного бунта (1, 2, 3).

Во Франции неоклассические картины Андре Дерена не признавали, в то время как за рубежом за ними гонялись. Художник участвует в выставках в США, Германии, Чехии, России, получает престижные награды, в том числе премию Карнеги в 1928 году.
Дерен и женщины Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет в 1907 году. Встреча произошла вскоре после того, как Алиса и ее бойфренд наконец оформили официально отношения, длившиеся более семи лет. Видимо, Алиса была не из тех девушек, которые стремятся поскорее заполучить штамп в паспорте, потому что с Дереном они расписались только через 20 лет.

В 1929 году Андре Дерен приобрел поместье вблизи Сен-Жермен-ан Лайе, но свою мастерскую в Париже сохранил, пояснив жене, что ему необходимо там работать. И работал, и активно встречался с натурщицами – не только как художник. Так активно, что в 1939 году одна из моделей, Раймонда, родила сына Боби, которого Дерен признал своим. И не ограничился этим. Через некоторое время другая модель Дерена родила сына, которого он уже не стал признавать. В 1953 году, незадолго до смерти Дерена, Алиса подала на развод. А в следующем году Дерен возле дома угодил под колеса автомобиля. Художнику было 74 года, и он уже не смог восстановиться от полученных травм.
Ошибка и опала Со второй половины 30-х годов Андре Дерен вел довольно уединенный образ жизни: проживал с Алисой и усыновленным мальчиком Раймонды на вилле в Шамбурси, выезжая ради посещений своей мастерской. Но его картины выставляют, как декоратор он сотрудничает с Русскими балетами Дягилева и Парижской оперой. Идиллию разрушает Вторая Мировая война. В 1941 году в рамках кампании нацистской пропаганды Дерен посещает Германию. Приглашение им отправил любимец нацистского режима скульптор Арно Брекер. Вместе с Дереном в этой поездку отправились Морис Вламинк, Кеес ван Донген, Андре де Сегонзак, Отон Фриез и другие художники. По одной из версий, они надеялись вызволить французских художников и студентов художественных институтов, отправленных фашистами в тюрьмы и лагеря. Из благих намерений, даже если они были, ничего не вышло. А вот на родине Дерену эту выходку не простили. В 1944 году Комитет по Оккупации провел расследование, в результате которого с Дерена были сняты все обвинения, но, как говорится, «осадочек остался», так что уединенному образу жизни художник более не изменял, избегая любых официальных встреч и громких мероприятий.

Автор: Алена Эсаулова
Перейти к биографии