войти
опубликовать

Джозеф
Райт

Джозеф Райт (Joseph Wright) (по прозвищу "Райт из Дерби") (1734-1797), английский художник, мастер световых эффектов, пионер индустриальной темы в изобразительном искусстве.

Родился в Дерби 3 сентября 1734 года. Учился портретной живописи у Т. Хадсона в Лондоне (1751-1753 и 1756-1757). Работал в Дерби, а в 1775-1777 годах - в Бате; в 1773-1775 годах посетил Италию.

Атмосфера труда и научного поиска воссоздавалась Райтом с тонкими световыми эффектами; действие его картин, как правило, разворачивается ночью, озаряемое светом луны или свечи, которые символизируют "свет разума". Среди его типических работ - "Лекция о солнечной системе" (около 1763-1765, Художественная галерея, Дерби), "Опыт с воздушным насосом" (1768, Галерея Тейт Бритейн, Лондон), "Кузница" (1773, Эрмитаж, Петербург).

 

Создавал и предромантические пейзажи, ("Иллюминация замка Сант Анджело в Риме", там же; "Извержение Везувия", Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; обе картины - около 1775).

 

Умер Райт в Дерби 29 августа 1797 года.

В 1751-1753 и в 1756-1757 он учился в мастерской Томаса Хадсона. Ранние портреты (до 1760) исполнены Райтом в манере своего учителя ("Портрет мисс Кеттон", Сант-Луис, Миссури, Гор. художественная гал.; "Портрет Томаса Беннета", Дерби, музей). В 1760-1773, период его творческих исканий, художник живет в Дерби; он интересуется необычными световыми эффектами, моделирующими пространство и восходящими к искусству ут- рехтских караваджистов. В Дерби он знакомится с мастером по керамике Джошуа Веджвудом и химиком Джозефом Пристли, способствовавших развитию индустриальной революции, и присутствует при их экспериментах. Картины "Планетарий" (1766, Дерби, музей; вариант - Нью-Хэвен, Йельский центр Британского искусства) и "Испытание насоса" (1768, Лондон, гал. Тейт) отражают интерес жителей Средней Англии к научным изысканиям. Этот новый жанр живописи, блестящей иллюстрацией которого являются произведения Райта, был назван Дидро "серьезным жанром". Художник писал также портреты ("Портрет супругов Томас Колтман", ок. 1770-1772, Лондон, Нац. гал.) и композиции на исторические сюжеты. В картине "Мираван, открывающий гробницу своих предков" готические элементы сочетаются с неоклассицистическими, а сама композиция по своему странному характеру близка атмосфере романов А.Радклифф. Во время итальянского путешествия (1773) Райт пишет различные, впечатлившие его виды ("Везувий", 1774, Дерби, музей; 1778, Москва, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; "Иллюминация Замка св. Ангела" (1774, Дерби, музей; 1774-1775, Бирмингем, Гор. музей; 1775-1778, Ливерпуль, гал. Уокер; 1778-1779, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); эти темы вдохновляли художника и по возвращении в Англию (1775). Он изображает эффекты лунного света, чем-то напоминающие произведения Берне, однако трактует их, скорее, с позиции ученого, наблюдающего физическое явление, нежели романтика. В 1775 Райт уезжает в Бат, где тщетно пытается привлечь клиентуру Томаса Гейнсборо и, в 1777, возвращается в Дерби. Начиная с этого времени были написаны некоторые его лучшие портреты ("Портрет сэра Брука Бутби", 1781, Лондон, гал. Тейт; "Портрет Юса Кока с женой и Дэниэлом Паркером Коком", 1780-1782, Дерби, музей; "Портрет Томаса Гисборна с женой", 1786, Нью-Хейвен, Иельский центр Британского искусства). С 1778 произведения Райта выставляются в Кор. Академии, членом которой он становится в 1781. В 1784 он пишет "Коринфскую девушку" (там же); выбор этой темы, развитой в поэме Хэйли, свидетельствует о том, что источником вдохновения для Райта была современная литература. Он более не покидал Дерби вплоть до самой смерти, исполняя портреты, пейзажи графства Дербишир, исторические композиции и произведения, навеянные воспоминаниями об Италии ("Озеро Неми", Париж, Лувр). Он остался провинциальным художником, но в лучшем смысле этого слова; благодаря его глубоко оригинальной манере, в которой сочетались элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к современной литературе, он явился одним из предшественников романтического искусства. Творческое наследие Райта представлено главным образом в Иельском центре Британского искусства в Нью-Хэвене ("Автопортрет", 1768; "Кузница", 1771; "Портрет доктора Ричарда Райта", 1785-1787; "Сцена в тюрьме", 1787-1790; "Итальянский пейзаж", 1790; "Вид озера Неми на закате", ок. 1790), в Уодсворт Атенеум в Хартфорде ("Старик и смерть", ок. 1773), в гал. Тейт в Лондоне ("Портрет Томаса Стенифорта", 1769; "Маяк в Тоскане", 1789) и в музее Дерби ("Портрет Томаса Борроу", ок. 1762- 1763; "Автопортрет", 1767-1770; "Портрет Сары Карвер с дочерью", 1769-1770; "Отшельник, изучающий скелет", ок. 1771-1773; "Алхимик, открывающий фосфор", 1771-1795; "Портрет Самуэля Уорда", ок. 1782-1783; "Индийская вдова", 1783-1785; "Вид Тиволи", 1783-1786; "Пейзаж с радугой", 1794-1795). В музее Дерби находится также значительное собрание рисунков и акварелей (в особенности, этюды с антиков и пейзажи). В 1990 в Лондоне (гал. Тейт), Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен) прошли ретроспективные выставки работ Райта.

Перейти к биографии