войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Борис
Израилевич Анисфельд

Россия • 1878−1973

Учащийся Академии Художест с 1900 г. по 1909 г. 23 ноября 1909 г.-звание художника за картину :"Адам и Ева". (Кондаков)

Библиография:

1. Гофман И. (автор-составитель). Русский символизм. Голубая роза. Москва. 2005

2. Круглов П., Петинова Е., Карпова Е. и др. (авторы-составители). Символизм в России. Санкт-Петербург. 1996

3. Сарабьянов Д.В. и др. (авторы вст. статей). Русское театрально-декорационное искусство 1880 – 1930. Каталог выставки из коллекции Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Москва. 1988

4. Титова Л.О. (автор-составитель). Художники круга «Мир искусства». Каталог выставки из частных собраний Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. 1997

5. Боулт Э. Д., Лобанов-Ростовский Н.Д. Художники русского театра 1880 – 1930.

Каталог-резоне. Москва. Искусство. 1994

6. Собиратели, хранители, реставраторы. Сборник статей. Вып.3. Санкт-Петербург. ГРМ. 2005. С.294 – 301

7. Пружан И.Н., Пушкарев В.А. Натюрморт в русской и советской живописи. Ленинград. Аврора. 1971

Русский художник, сценограф,

родился в местечке Бельцы (Бессарабская губерния) 2 (14) октября 1878. Учился в Одесской рисовальной школе у Г.А.Ладыженского и К.К.Костанди (1895–1900). Занимался также в петербургской Академии художеств (1901–1909), в мастерских И.Е.Репина и Д.Н.Кардовского. Был членом «Мира искусства» (с 1910), участвовал в выставках «Союза русских художников».

Получил известность живописными образами сказочных грез и феерий (Восточная легенда, 1905, Третьяковская галерея; Волшебное озеро, 1914, Русский музей, Петербург); стремился к особой, ирреальной звучности цвета. Наиболее органичным способом самовыражения стало для него искусство театра. Дебютировал как сценограф, оформив спектакль Свадьба Зобеиды по Г.фон Гофмансталю (1907, театр В.Ф.Комиссаржевской, режиссер В.Э.Мейерхольд). С 1909 работал для «Русского балета» С.П.Дягилева, исполняя декорации по эскизам Л.С.Бакста и других мастеров. Самостоятельно оформил балеты Подводное царство на музыку Н.А.Римского-Корсакова (1911, «Русский балет» С.П.Дягилева), Исламей М.А.Балакирева (1912, Мариинский театр, балетмейстер М.М.Фокин), Прелюды Ф.Листа и Семь дочерей Горного Короля А.А.Спендиарова (1912–1913, антреприза Анны Павловой в Берлине), Египетские ночи А.С.Аренского (1913–1914, антреприза М.М.Фокина в Берлине и Стокгольме), Видение розы на музыку К.М.Вебера и Сильфиды на музыку Ф.Шопена (1914, антреприза В.Ф.Нижинского в Лондоне) и ряд других. Самобытно воплотил характерную для «живописного театра» модерна тенденцию к превращению сценического действа в бессюжетно-красочное, «чисто музыкальное» зрелище.

В 1917 Анисфельд выехал через Сибирь и Дальний Восток в Японию, а с 1918 обосновался в Нью-Йорке. Плодотворно сотрудничал с театром «Метрополитен-опера», а с 1921 – и с Чикагской оперой. Переехав в Чикаго (1928), вплоть до 1957 преподавал в местном Художественном институте. Активно работал и как станковист, создавая полотна в духе декоративно-лирического экспрессионизма, в 1940–1950-е годы исполнил цикл картин на евангельские темы. Умер Анисфельд в Уотерфорде (шт. Коннектикут) 4 декабря 1973.

Перейти к биографии