войти
опубликовать

Петр
Филиппович Альберти

Россия • 1913−1994

Советский художник живописец
Родился 25 ноября 1913 года в Астрахани в семье железнодорожного служащего. В 1927 г. поступил в Астраханское художественное училище, занимался у известного художника и педагога Павла Алексеевича Власова, учениками которого были Б. М. Кустодиев и И. С. Горюшкин-Сорокопудов. В 1932 г. Альберти окончил училище с присвоением квалификации художника-педагога, дипломная работа – картины «На Волге. Разгрузка кирпича» и «Молочная ферма», и по рекомендации П. А. Власова уехал для продолжения учёбы в Ленинград, где поступил на подготовительные курсы при Всероссийской Академии художеств. В 1935 г. был переведён на первый курс отделения живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где занимался до 1936 года, после чего оставил занятия и поступил на работу в Ленизо. В 1938 г. женился на художнице Валентине Ивановне Беловой (умерла в 1955 году). В 1941 году Альберти добровольцем уходит на фронт. С 30 октября 1941 года по 9 мая 1945 года в качестве рядового бойца 267 запасного стрелкового полка Ленинградского фронта участвовал в боях под Ленинградом, в освобождении Прибалтики. В бою 20 сентября 1944 года был тяжело ранен, находился на излечении в Ленинграде в военном эвакогоспитале № 991 по 8 декабря 1944 года. Награждён медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией». В 1945 году после демобилизации вернулся к работе в Ленизо. С 1951 года П. Альберти участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда, представив тематическую картину «Шахматисты». Писал портреты, пейзажи, жанровые картины, натюрморты. Среди произведений 1950-х — начала 1960-х годов картины «Шахматисты» (1951), «Цветы» (1956), «Ленинград. Аничков мост», «Асфальтировщики», «Девушка в лодке» (все 1959), «Натюрморт с палитрой», «Мужской портрет», «Портрет жены» (все 1960). В 1957 году Альберти был принят в члены Ленинградского Союза художников. В 1958 женится на А. М. Шаранович (умерла в 1966 году). В 1960—1970-е годы неоднократно работал на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, в Домах творчества СХ РСФСР в Горячем Ключе, на озеро Сенеж. В 1970—1980-х годах участвовал в выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо. В 1989—1992-х годах работы П. Ф. Альберти были представлены на выставках и аукционах русской живописи L' Ecole de Leningrad во Франции. Живописную манеру художника отличает широкое письмо, яркий насыщенный колорит, энергичный раздельный мазок. Альберти часто использует корпусную кладку краски и сложную фактуру холста, что особенно характерно для поздних натюрмортов художника. Первостепенное значение придавал изучению натуры и натурному письму. В процессе работы над жанровыми композициями писал многочисленные натурные этюды, многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность. Если в 1950-е — начале 1960-х годов ведущим жанром для Альберти являлся портрет, то в дальнейшем художник чаще обращается к пейзажу и тематической картине. Среди картин, созданных им в этот период, «Пионеры», «Подруги», «Веранда» (все 1961), «Труд», «Дети» (1964), «Осинки» (1968), «Осень. Натюрморт» (1972), «Озеро» (1974), «Столярная мастерская» (1976). С конца 1970-х Альберти особенно увлечённо работал в жанре натюрморта. Художник варьировал постановки, но чаще всего в них присутствуют любимые им пионы, сочная мякоть арбуза, мольберт с кистями и красками. Среди произведений этого периода «Натюрморт» (1977), «Натюрморт с дыней», «Пионы и вишня на подносе» (обе 1980), «Пионы» (1991), «Натюрморт с арбузом» (1992). Скончался 7 октября 1994 года в Санкт-Петербурге на 81-м году жизни от острого инфаркта миокарда. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Произведения П. Ф. Альберти находятся в музеях и частных собраниях в России, Бельгии, Японии, Великобритании, США, Франции и других стран.

Перейти к биографии