войти
опубликовать

Меер
Моисеевич Аксельрод

Россия • 1902−1970

Биография и информация

(15.VII.1902, г. Молодечно Виленской губернии – 10.I.1970, Москва) Автор тематических картин, портретов, пейзажей. Работал и в области театрально-декорационного искусства. Первые уроки рисунка получил в г. Тамбове, где поселилась его семья (1916-17 гг.). В 1919 г. А. уходит добровольцем в Красную Армию, работает чертежником в Управлении связи Западного фронта в Минске, а потом в Смоленске. Здесь он продолжает художественное образование – посещает изостудию Пролеткульта, руководимую В.Ф.Штранихом. После гражданской войны А. живет в Минске. Учился в московском Вхутемасе на графическом факультете. Среди его учителей – П.Павлинов, С.Герасимов, Ф.Фаворский. По окончании института живет и работает в Москве. Член общества "4 искусства", "ОСТ", МОСХа. А. – активный участник многих выставок. Преподавал во Вхутеине, Текстильном институте. В 1972 г. в Москве состоялась персональная (посмертная) выставка художника, показанная потом в Ленинграде и в Смоленске (1973 г.).

(автор статьи - Л.М.Козикова)

Лит.: Художники народов СССР. – Т. 1. – М., 1970.- С. 80; Меер Моисеевич Аксельрод. Каталог. – Смоленск, 1973; Георгий Федоров. Меер Аксельрод. – М., 1982

(1902, м. Молодечно Виленской губернии, ныне город Молодечно в Беларуси – 1970, Москва)

Сценограф, выдающийся мастер книжной графики. Брат Зелика Аксельрода (1904, Молодечно — 1941, Минск) – поэта, писавшего на идиш и репрессированного советской властью.

С одиннадцати лет обучался рисованию в частной школе И.Пэна, затем в Тамбовской рисовальной школе у В.Н.Перельмана и Смоленской изостудии Пролеткульта под руководством В.Ф. Штраниха. В 1921 году поступил на графический факультет ВХУТЕИНа, где учился у В.А. Фаворского, И. Машкова, Р. Фалька А. Архипова, П.Я. Павлинова,

П. Кончаловского, А. Шевченко.

В 1926 году, ещё студентом, Аксельрод принял участие в выставке «4 искусства». Его произведения соседствовали с работами Н.П. Ульянова, И.И. Нивинского, П.В. Митурича,

Л.В. Бруни, В.А. Фаворского и П.Я. Павлинова. Член МОСХ с 1932 года.

Довольно рано определилась художественная манера Аксельрода – где-то на самом «стыке» живописи и графики: рисунок кистью художник предпочитал карандашному, а гуашь и темперу – живописи маслом.

Всё творчество Аксельрода пронизано любовью к еврейскому народу, болью за его судьбу. Бедные еврейские местечки Белоруссии, иллюстрации к произведениям Шолом-Алейхема и Исаака Бабеля, цикл композиций «Гетто» стали визитной карточкой художника.

Произведения Аксельрода хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина, Чувашском художественном музее, в других государственных и частных собраниях. Дочь Меера Аксельрода – поэт и переводчик Елена Аксельрод (р.1932, Москва) – живёт и работает в Иерусалиме, внук и ученик – художник Михаил Яхилевич (р.1956, Москва) – в Маале-Адумим (Израиль).

Библиография:

1. Герчук Ю. (автор вст. статьи). Меер Моисеевич Аксельрод. Живопись. Графика. Театр. Каталог. Москва. Советский художник. 1972

2. Апчинская Н.В. Искусство республик Кавказа и Средней Азии. Государственный музей искусства народов Востока. Проспект. Москва. 1992

3. Бялик В. Жили-были… Групповой портрет художников на фоне эпохи // Русское искусство. Вып.6. Москва. 2006. С.142

4. Буторина Е.И. (составитель), Бисти Д.С., Верейский О.Г., Молок Ю.А. Поспелов Г.Г., Шмаринов Д.А. (редакционная коллегия). Советская графика. Вып.9. Москва. Советский художник. 1985. С.41

5. Фёдоров Г.А. Меер Аксельрод. Москва. Советский художник. 1982

6. Чегодаев А. Книжная и станковая графика за 15 лет. Москва. 1933

7. Мейланд В. Любви и печали порыв центробежный // Московский художник. Москва. 22.09.1977

8. Кутин М. (автор вст. статьи). Меер Моисеевич Аксельрод. Каталог. Смоленск. 1973

9. Кравченко К. советская графика в борьбе за полноту реалистического образа. Заметки на выставке 30-летия МОСХа // Искусство. Вып.3. 1963. С.37