Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей
Жан Оноре Фрагонар
Жан Оноре
 Фрагонар
Франция 1732−1806
Подписаться65             
Подписаться65             
Биография и информация
 
Жан Оноре Фрагонар (Jean-Honoré Fragonard) — последний из плеяды великих художников рококо. Какие ассоциации вызывает в нас его весёлое имя? Изящество, граничащее с легкомыслием. Фривольность, не достигающая вульгарности. Качели, духи, поцелуи…

Фрагонар родился в Грассе, провинциальном городке на юге Франции. Во времена его детства Грасс считался «кожевенной столицей», а сейчас имеет славу столицы парфюмерной. Интереснее всего, что отец художника Франсуа Фрагонар испытал эту трансформацию, не побоимся каламбура, на собственной шкуре.

Дело в том, что Франсуа был кожевенник. Его лайковые перчатки пользовались в Грассе популярностью, но вкус горожан становился всё привередливее: аромат натуральной кожи казался им слишком грубым. Фрагонар-старший одним из первых начал вымачивать телячьи кожи в розовом масле, научился придавать перчаткам запах сандала или ванили. Постепенно из перчаточника он превратился в успешного парфюмера, его ароматы с удовольствием покупали представители парижского высшего света. Так что знаменитая теперь грасская фабрика духов «Фрагонар» и одноименный парижский музей парфюмерии носят имя художника не только оттого, что на своих картинах он воспевал изящество и роскошь или прославил город самим фактом своего рождения, но и потому, что без вклада отца Фрагонара Грасс мог и не стать парфюмерной столицей.

Жану Оноре было 6 лет, когда после смерти его младшего брата семья перебралась в Париж. В 13 лет отец устроил Фрагонара помощником клерка в нотариальной конторе — он явно не хотел, чтобы Жан Оноре повторял его путь дубильщика кож. Но юный Фрагонар с трудом вникал в тонкости юриспруденции. Дни напролёт он только и делал, что рисовал работников и посетителей конторы. В конце концов, его начальнику это надоело и он предложил отцу: «Хотите, пристрою вашего мальчика в мастерскую мсье Буше

Об этом можно было только мечтать. Франсуа Буше был самым модным и самым востребованным столичным художником, декоратором королевских покоев и любимым художником всесильной мадам Помпадур. Буше констатировал, что Фрагонар, безусловно, способный молодой человек, но ему не хватает опыта, поэтому пока ему лучше позаниматься в мастерской Шардена.

Замечательный жанрист Шарден слыл человеком порядочным и весьма скромным. Он считался прекрасным педагогом, но трудно представить, чтобы темпераментный (он ведь был родом из Прованса!), пылкий и еще очень юный Фрагонар мог всерьёз увлечься тихой прелестью камерных жанровых сценок Шардена — «Кухарки» или «Прачки». Фрагонар чистил палитру мэтру и копировал его работы без вдохновения, и уже через каких-то полгода Буше принял его обратно, отметив, что многие нужные навыки Фрагонар все-таки получил.

Учиться и работать под началом Буше для Фрагонара оказалось счастьем. Безудержная декоративность, изобретательность и постоянные импровизации, чувственность и гедонизм живописи учителя — всё это Фрагонар ощущал как собственную стихию. Он так талантливо мимикрировал под стиль учителя, что иногда трудно различить, где Буше, а где Фрагонар.

Забегая вперёд, можно сказать, что стиль рококо нашёл во Фрагонаре своё высшее выражение и — свой конец. Художник стал прямым наследником французских виртуозов рококо двух предыдущих поколений — Антуана Ватто и Франсуа Буше. Фрагонар не стремился перенять меланхолическую утонченность и психологизм Ватто, но с лихвой компенсировал их своей заразительной, искрящейся жизнерадостностью. Он уступал Буше в декоративности, зато выигрывал в экспрессии и изобретательности живописи.

В 20 лет Фрагонар получает гран-при академического конкурса за историческую картину «Иеровоам, приносящий жертвы идолам». Это означало, что его могут отправить учиться во Французскую академию в Риме. Но перед этим Фрагонара обязали пройти курс в так называемой Школе протежируемых учеников, которой руководил Карл Ванлоо. Еще 4 года ушло на совершенствование знаний анатомии, рисунка и колорита.

Наконец, в 1756-м году Фрагонар оказался в Риме. Там он сдружился с еще одним пенсионером Академии — художником Юбером Робером, будущим «мастером руин». Вместе они изучают римские древности, путешествуют по Италии и знакомятся с частными коллекциями французских аристократов. Забавно, но лишь в Италии Фрагонар смог оценить всю живописную притягательность… стирки — того, что когда-то легкомысленно отверг у Шардена. Теперь во время прогулок Фрагонар и Робер заворожённо смотрели, как прачки-итальянки стирают в античных бассейнах. Полуразрушенные покинутые виллы предлагали то же экзотическое зрелище: женщины полоскали бельё прямо в фонтанах и развешивали на деревья и статуи. Стирка в окружении руин — таков сюжет теперь уже фрагонаровских «Прачек».

Фрагонар всегда был душой компании. Его отличали лёгкий и весёлый нрав, обходительность и чувство юмора. Все любили художника и звали его просто «Фраго». Когда срок пенсионерства истёк и Фрагонару нужно было возвращаться в Париж, в его жизни появился важный персонаж — аббат де Сент-Нон. Он был богат, увлекался гравюрой, но более всего был известен как меценат. Благодаря его щедрости Фрагонар исколесил всю Италию от Феррары до Флоренции, от Вероны до Венеции и от Виченцы до Пьяченцы. В Париж Фраго вернулся знаменитым художником.

То, что его истинное призвание — картины игриво-эротического характера, Фрагонар понял почти сразу. Однако официальная карьера требовала проявить себя в серьёзном жанре. С этой целью он написал картину «Корез и Каллероя», но потом всё же раздумал становиться академиком. Частная практика и коммерческие заказы во времена Фрагонара стали делом более прибыльным, чем трудное восхождение по иерархической служебной лестнице под патронатом государства.

Стиль Фрагонара — лёгкий, утончённый, праздничный — находит множество поклонников. Фаворитка короля маркиза Дюбарри заказывает ему «Любовные приключения» — серию из нескольких огромных картин. Фрагонар принимает заказы на портреты и пейзажи. Но не они становятся знаковыми вещами художника. Более всего Фрагонар знаменит своими пикантными сценами — галантными («Поцелуй украдкой», «Качели») или откровенно эротическими («Стянутая рубашка», «Девушка с собачкой», «Задвижка»).

В 1769 году Фрагонар знакомится с Мари Анной Жерар. У них было немало общего. Так же, как и Фрагонар, девушка приехала из Париж из Грасса. Её отец был парфюмером. И она тоже мечтала зарабатывать своим искусством — Мари Анна писала акварели. Фрагонар предложил дать симпатичной акварелистке несколько уроков, а она с чисто французской непосредственностью тут же перебралась к нему жить. Когда до рождения их дочки Розали оставалось несколько месяцев, Анна Мари и Жан Оноре обвенчались.

Современники утверждают, что их брак был вполне счастливым. После дочери в семье родится еще сын Александр-Эварист, который также станет успешным художником. Впрочем, Анна Мари сама (и из лучших побуждений) нарушит безоблачность семейной идиллии, когда пригласит под их кров свою младшую сестру — 14-летнюю Маргариту Жерар. Маргарита станет самой способной и прилежной ученицей Фрагонара, к 24 годам она будет считаться одной из известнейших французских художниц. Конечно, ей и Фрагонару, которых разделяла почти 30-летняя возрастная разница, так и не удастся доказать, что их связывала только работа. Анна Мари будет страдать от ревности. Но даже после смерти сестры и её мужа Маргарита ни разу не подтвердит, что между нею и Фрагонаром была любовная связь.

А потом во Франции грянула Революция. С точки зрения её идеологов, всё творчество Фрагонара, посвященное потаканию прихотям аристократии, воспринималось как воплощение излишеств и неумеренности, связанных с разложением аристократии и монархии. Ученик Фрагонара Жак-Луи Давид защитит своего учителя во время кровавых расправ и найдет ему должность в администрации Лувра.

Конец жизни Фрагонара был безрадостен. Из Лувра его всё-таки уволили. Большим ударом оказалась смерть 18-летней дочери Розали. Сын Александр-Эварист делал карьеру художника и жаждал освободиться от всяких сравнений со знаменитым отцом, а потому прекратил с ним общение. Творчество самого Фрагонара оказалось в тени работ неоклассицистов. Мода на рококо завершилась.

Ярким августовским днём 1806 года полноватый благообразный пожилой человек вошёл в одну из парижских кондитерских и заказал мороженое. Солнышко пригревало, и посетитель задремал. Служащие кафе знали, что это их завсегдатай, мсье Фрагонар, и потому не стали его будить, пусть отдохнёт. Через пару часов стало ясно, что посетитель не спит — он мёртв. Смерть в ласковых лучах солнца в ожидании мороженого — трудно придумать более подходящий конец для последнего художника эпохи рококо.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать дальше
Работы понравились
Светлана Богданова
Пётр Овченков
+52

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
написала заметку
6 июля - Всемирный день поцелуя.

Вот 5 поцелуев для праздничного настроения - о каждом есть рассказ, переходите на страницы произведений и читайте редакционные описания. А потом - праздновать!:)
Густав Климт. Поцелуй
Огюст Роден. Поцелуй
Пабло Пикассо. Поцелуй
Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой
Робер Делоне. Поцелуй

Вся лента
Работы художника
всего 85 работ
Жан Оноре Фрагонар. Свидание. Из живописной серии "Любовные приключения"
5
Свидание. Из живописной серии "Любовные приключения"
1772, 243.8×317.5 см
Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой
14
Поцелуй украдкой
1780-е , 55×45 см
Жан Оноре Фрагонар. Читающая девушка
10
Читающая девушка
1770-е , 64.8×81.1 см
Жан Оноре Фрагонар. Корез и Каллироя
0
Корез и Каллироя
1765, 400×309 см
Жан Оноре Фрагонар. Качели (Счастливые возможности качелей)
15
Качели (Счастливые возможности качелей)
1767, 65×81 см
Жан Оноре Фрагонар. Игра в жмурки
0
Игра в жмурки
1776, 198×216 см
Жан Оноре Фрагонар. У очага
0
У очага
XVIII век, 35×26 см
Жан Оноре Фрагонар. Любовное письмо
1
Любовное письмо
1770-е , 67×83.2 см
Жан Оноре Фрагонар. Визит к кормилице
0
Визит к кормилице
1775, 79.5×64 см
Посмотреть все 85 работ художника
HELP