войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Графика
Техника: Гравюра
Материалы: Медь, Бумага
Дата создания: 1568
Размер: 17.7×17.7 см
Работа в подборках: 3 подборки

Описание работы «Мизантроп. Тондо»

"Мизантроп" - знаменитая работа Питера Брейгеля Старшего (ок. 1568 г., темпера на холсте, размеры: 88*85 см). Сегодня она находится в Неаполе (национальная галерея Каподимонте).

Это одна из последних работ в творческом наследии живописца. Она была создана всего за год до его смерти. И в начале, и в конце своего пути художник говорил о порочности и глупости человека и земной жизни.

На картине изображен молодой злобный карлик, который крадет кошелек у угрюмого монаха. Вор находится в сфере с крестом, который является символическим изображением пороков земного мира. Эта картина мастера полна сарказма, некоторой иронии. При первой попытке описания картины "Мизантроп" Питера Брейгеля трудно понять, что имел в виду художник, создавая это полотно. Но когда рассматриваешь каждую изображенную деталь, приходит понимание общего посыла мастера.

На картине "Мизантроп" художника Питера Брейгеля есть надпись, которая гласит: мир настолько коварен, что последовал в траурной одежде. Буквы были написаны другой рукой - вероятно, более поздней, но принято считать, что суть этого текста совпадает с тем, что хотели сказать нам. На лице монаха, расположенном в доминирующем положении, надет капюшон. Из-за его края виден крючковатый нос, всклокоченная борода. Руки находятся в молитвенном жесте, что конкретно заявляет о набожности этого персонажа. Однако он лицемерен: сзади из-под рясы монаха выглядывает туго застегнутый кошелек, по форме напоминающий сердце. Возможно, тогда мастер руководствовался евангельской фразой Максима: "Где кошелек, там и сердце".

Как бы ни хотел монах отрешиться от мира, добиться этого невозможно. Обман демонстрирует не только молодой вор, но и три ловушки, которые расставлены на дороге для мизантропа. Двуличность этого персонажа - намек на духовенство.

На плоскости равнины вдали стоит маленькая фигурка пастуха, окруженного стадом мирно пасущихся овец. Это фон картины "Мизантроп" художника Питера Брейгеля. У горизонта мы видим мотив этого художника - ветряную мельницу. Мрачность монаха контрастирует с пастухом, охраняющим овец, - он полон тревоги за своих игроков. Согласно традициям, идущим от Ветхого Завета, образ пастуха олицетворяет Иисуса Христа.

Круглая форма изображения не характерна для Брейгеля. Судя по его картинам, дошедшим до нашего времени, он обращался к ней лишь дважды: в 1558-м при подготовке "Фламандских пословиц" и "Мизантропа" 10 лет спустя. Затем он вернулся к заброшенной технике - работал маслом по дереву и темперой по холсту.

Брейгель как автор столь многоликой картины он средневековый моралист, а живописца этого слова понимают и сегодня. Это северный художник, в живописи которого обнаруживается влияние Италии. Величие мастера заключается в установлении прочных связей между человеком и природой, в глубоко гуманном понимании христианской истории как живой реальности.
Комментарии