Регистрация
1568, 86×85 см • Темпера, Холст

Описание картины «Мизантроп»

«Мизантроп» – известная работа Питера Брейгеля Старшего (ок. 1568 г., темпера, холст, размеры: 88 * 85 см). На сегодняшний день она находится в Неаполе (Национальная галерея Каподимонте).

Это одна из финальных работ в творческом наследии живописца. Она создана всего за год до его смерти. И в самом начале, и в финале своего пути художник рассуждал о порочности, глупости человека, а также о бренной жизни.

На картине изображен юный злой карлик, который крадет кошелек у угрюмого монаха. Вор находится в сфере с крестом, что является символическим изображением пороков земного мира. Эта картина мастера исполнена сарказма, некоторой иронии. С первой попытки описания картины «Мизантроп» Питера Брейгеля сложно разобраться, что именно имел в виду художник, создавая данное полотно. Но когда рассматриваешь каждую изображенную деталь, приходит понимание общего посыла мастера.

На картине «Мизантроп» художника Питера Брейгеля есть надпись, гласящая: мир настолько коварный, что следую в траурных одеждах. Буквы были написаны другой рукой – вероятно, позже, но принято полагать, что суть данного текста совпадает с тем, что желал сказать нам автор. На лицо монаха, находящегося в доминантном положении, надвинут капюшон. Из-за его края видно крючковатый нос, седую бороду. Кисти рук находятся в жесте молитвы, который специально декларирует благочестивость данного персонажа. Правда, она лицемерна: сзади из-под одежд монаха выглядывает плотно набитый кошелек, подобный по форме сердцу. Вероятно, тут мастер руководствовался афоризмом из Евангелия «Где кошелек, там и сердце».

Как бы монаху ни хотелось отрешения от всего мира, его нельзя достичь. Коварство демонстрирует не один лишь молодой воришка, но и три ловушки, которые размещены на дороге, по которой следует мизантроп. Двуличие этого персонажа – это намек на духовенство.

На плоскости равнины вдалеке видна небольшая фигура Пастыря, его окружает стадо мирно пасущихся овечек. Это задний план картины «Мизантроп» художника Питера Брейгеля . У самого горизонта видим излюбленный мотив этого живописца – ветряную мельницу. Угрюмость монаха контрастирует с Пастырем, который охраняет овец – тот исполнен тревоги о своих подопечных. Согласно традициям, которые идут от времен Ветхого Завета, образ пастуха символизирует Иисуса Христа.

Круглая форма изображения не свойственна Брейгелю. Судя по его полотнам, которые дошли до нашего времени, он обращался к ней лишь два раза: в 1558-м при подготовке к «Фламандским пословицам», а также в «Мизантропе» 10 годами позже. Тут он вернулся к покинутой технике — работал не маслом по дереву, а темперой по холсту.

Брейгель как автор очень многолик – он и средневековый моралист, и пейзажист, как данное слово понимают сегодня. Это северный художник, живопись которого отмечена влиянием Италии. Величие мастера состоит в утверждении крепкой связи человека и природы, в глубоко человечном понимании христианской истории в качестве живой реальности.
Читать всю аннотациюСвернуть

С этой работой в подборки добавляют

Питер Брейгель Старший. Битва Поста и Масленицы
3
Битва Поста и Масленицы
Питер Брейгель Младший. Весна. Работа в саду
0
Весна. Работа в саду
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP