Регистрация

Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)

Предложить название
1877 • Масло, Холст  • 
Альтернативные названия
  • Прощание Александра Сергеевича Пушкина с Черным морем
  • Пушкин у моря

Описание картины «Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)»

«Дивное море написал Айвазовский... И я удостоился намалевать там фигурку», – так прокомментировал свою роль в создании этой картины Илья Репин. Правда, следует признать, что такие характеристики были вообще в стиле Репина – он очень восторженно отзывался об окружающих и весьма уничижительно о своих «скромных дарованиях», такой характер. Впрочем, это ничуть не умаляет достоинств действительно дивного моря, однако и к фигуре не будем столь строги, как автор ее.

Пушкин с женой Натали Гончаровой посетил выставку в Академии художеств. Это был сентябрь 1836 года. Прослышавшие об этом ученики побежали в зал, чтобы посмотреть вблизи на поэта. Среди них был и Айвазовский. Инспектор академии Крутов представил его Пушкину как претендента на золотую медаль. Юному Айвазовскому запало в душу то, как ласково поэт его приветил.

Пушкина Айвазовский писал неоднократно. И в целом портреты в его наследии есть, но Айвазовский все же – не портретист, талант его в полную меру проявлялся в изображениях моря и неба. Приглашение Репина в соавторы – решение отличное. Дело в том, что даже когда на картине присутствуют люди, они всегда неизмеримо малы по сравнению с любимой стихией Айвазовского, и речь не только о физическом размере. Искренне восхищаясь «нашим всем», Айвазовский нашел отличный способ не затмить фигуру Пушкина стихией – попросил написать эту фигуру Илью Репина, который был отличным портретистом. В итоге перед нами великолепное море Айвазовского в лучших его проявлениях: бурлящее, живое, неистовое, с прозрачно-изумрудными волнами, с обрушивающейся со скалистого берега водой, море, шум которого слышишь, когда вглядываешься в картину. И яркая, отлично написанная фигура Пушкина. Взгляд поэта направлен вдаль, словно он прислушивается к рокоту волн, волосы развеваются на ветру, в одной руке шляпа, которую ветром почти сворачивает, вторая ладонь поэта опирается на камень. И, по замыслу Айвазовского, он произносит морю прощальные строки:

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой...

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иван Константинович Айвазовский. Хождение по водам
  • Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
  • Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля
Персонаж
3 работы • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. На рейде
  • Иван Константинович Айвазовский. Морской пейзаж
  • Иван Константинович Айвазовский. Ночной Константинополь
Айвазычёпта
Собирает Максим Цапля
93 работы • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
личности
Собирает Sophia Mitchell
1 работа • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем (в соавторстве с Ильей Репиным)
  • Иван Константинович Айвазовский. Караван в оазисе. Египет
1234
Собирает Polina Ponfilova
2 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
43
Тайная вечеря
Леонардо да Винчи
1498, 460×880 см
Михаил Александрович Врубель. Жемчужина
35
Жемчужина
Михаил Александрович Врубель. Девочка на фоне персидского ковра
37
Девочка на фоне персидского ковра
Михаил Александрович Врубель. Кувшинки
42
Кувшинки
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP