Регистрация
Тематическая неделя • 24-30 июля
Айвазовскому - 200 лет
15 статей  •  2 теста
1873, 102×132 см • Масло, Холст

Описание картины «Радуга»

Картина Айвазовского «Радуга» изначально планировалась автором как очередной шторм, и называться должна была соответственно. Собственно, подобный «Шторм» он написал годом раньше.

Изображений шторма у Айвазовского было и будет, но такой картины он еще не писал, да и никто не писал. Павел Третьяков был в дружеских отношениях с Айвазовским, но работы его приобретал очень и очень выборочно: «...дайте мне Вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант. Простите, что пишу Вам, но уж очень хочется поскорее иметь Вашу картину в своей коллекции». «Радуга» Айвазовского стала такой водой, Третьяков ее купил практически сразу после выставки в Императорской Академии художеств.

Перед нами, казалось бы, стандартный для Ивана Константиновича сюжет: разыгравшаяся буря, лодочка с людьми, кажущаяся на волнах ореховой скорлупкой. Фигуры людей, которые можно рассмотреть пристальнее. Шлюпка несется в разъяренном море, впереди берег, который может быть спасением, а может – гибелью, если лодку разобьет о выступающие скалы. На корме впередсмотрящий, за ним человек с веслом, готовый по первому слову поворачивать. Ну, или пытаться повернуть, управляет всем тут явно не весло, а само море. Различимы фигурки людей, вжимающихся в дно лодки, пытающихся удержаться в ней. А один внезапно машет шляпой – с чего бы это? И где же, собственно, радуга? Ее-то, похоже, и увидел человек со шляпой. Радуга, воцарившаяся на небе, после Всемирного потопа, означала благословение и прощение Бога. Радуга, возникающая над морем в непогоду, означает окончание шторма. Осталось продержаться несколько минут, спасение близко.

Сюжет-то на картине Айвазовского "Радуга" стандартный, но исполнение виртуозное. Искусствовед Николай Барсамов считает, что это полотно – новшество не только для самого художника, но и новое слово вообще в развитии русского живописного искусства. Если сравнивать ее с предыдущими штормами и бурями (1, 2, 3), эта картина покажется бледноватой, странно светлой.

Вместо привычных ярких красок - тончайшие оттенки голубых, зелёных, розовых и лиловых цветов. Сама радуга на картине Айвазовского – едва заметная, прозрачная (внимательно смотрим на левый край холста). Хотя радуга как природной явление – объект, в изображении которого можно дать волю декоративности. Но не здесь, не в этот раз. Почему мы всё видим, словно сквозь водную пелену? Почему изображение такое светлое, а шторм настолько «не декоративен»? Да потому что безжалостный автор швыряет зрителя в эпицентр бури, мы наблюдаем происходящее изнутри, а не смотрим на ураган со стороны. Именно этим обусловлен сияющий мягкий колорит, «жемчужность» изображения и водоворот, в который зритель с первого взгляда оказывается вовлечен. Это даже не вопрос чуткости восприятия, в данном случае всё решено за нас, это наши глаза застят соленые брызги, это мы взлетаем вместе со шлюпкой среди разъяренных, бушующих и вместе с тем ликующих волн. Обычно Иван Константинович начинал картину с неба, причем изображал его всегда в один заход. Непонятно, как Айвазовский писал «Радугу», потому что водная и небесная стихии здесь слиты воедино, и горизонт отсутствует.

Как правило, художник помещал свои работы в золоченые рамы. К картине «Радуга» Айвазовский заказал черную раму. Почему? Золотой цвет тут не уместен, он бы сливался с сиянием самой картины. А так сохранен максимальный эффект: из черноты рамы, из тьмы бури вспыхивает радуга. Рама контрастирует с цветом этого шторма, который несмотря на грандиозное стихийное явление – не о бедствии, а о надежде. Символ надежды – птица – летит к берегу. Символ спасения – радуга – раскинулась на всё еще грозовом небе. Мощь и упоение этой мощью не требуют золотистых рам, пусть будет простое обрамление, чтобы радуга сияла ярче.

Марина Мацкевич, заведующая сектором эстетического развития детей в Третьяковской галерее, отмечала, что возле этой картины очень эффективно проводить арт-терапевтические занятия с детьми. Собственно, даже то, какие чувства она вызывает – а их спектр чрезвычайно многообразен, от ужаса до эйфории, – может многое рассказать о состоянии смотрящего. А вы что видите, когда смотрите на картину «Радуга» Ивана Айвазовского? От чего дух захватывает – от ужаса или безудержного ликования?

Автор: Алена Эсаулова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Марина
Стиль и техника: Романтизм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Иван Константинович Айвазовский. Пароход возвращается домой
  • Иван Константинович Айвазовский. Встреча Венеры на Олимпе
  • Иван Константинович Айвазовский. Утро после бури
.
Собирает Мартин Иден
12 работ • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Спокойное море
  • Иван Константинович Айвазовский. Море. Коктебель
  • Иван Константинович Айвазовский. Ниагарский водопад
Коллекция 2
10 работ • 0 комментариев
  • Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Последний рейс фрегата "Отважный"
  • Иван Константинович Айвазовский. Черное море
  • Иван Константинович Айвазовский. Наполеон на острове св. Елены
Маринизм
Собирает Мия Ростова
20 работ • 0 комментариев
  • Иван Константинович Айвазовский. Хождение по водам
  • Иван Константинович Айвазовский. Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца
  • Иван Константинович Айвазовский. Мельница на берегу реки. Украина
Айвазовский
69 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Иван Константинович Айвазовский. Путешествие Посейдона по морю
4
Путешествие Посейдона по морю
Иван Константинович Айвазовский. Башня. Кораблекрушение
7
Башня. Кораблекрушение
Иван Константинович Айвазовский. Всемирный потоп
12
Всемирный потоп
Валентин Александрович Серов. Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
9
Портрет императора Николая II (Портрет Николая II в серой тужурке)
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP