Регистрация
#неделя японского искусства
  Японское искусство: тематическая неделя в Артхиве
1883, 110×163 см • Масло, Холст
Аннотация

Картина Айвазовского «Утро на море» относится к позднему периоду творчества живописца – она написана в 1883 году. Это время отмечено рядом масштабных полотен, на которых изображено бушующее море. Но одновременно автор пишет и совершенно спокойные по цветовой гамме и настроению полотна, по которым можно судить о том, насколько преуспел Айвазовский в мастерстве изображения морской и воздушной стихии.

Долгие годы творческой деятельности сказались на самой технике живописца. Речь идет о подготовительном этапе, в ходе которого Айвазовский создавал несколько предварительных рисунков. В раннем периоде творчества маринист много рисовал с натуры, бывая в разных живописных местах и пытаясь передать свои впечатления от красоты этих мест зрителю.

В последние десятилетия жизни он начинал свою работу с создания эскизов будущего полотна, набрасываемых не с натуры, а исключительно за счет богатого воображения автора. К этому времени им было накоплено огромное количество сюжетов, навеянных его насыщенной событиями жизнью. Их он и воплощал в своих картинах, каждый раз поражая зрителей все более отточенным стилем и манерой письма.
По картине Айвазовского «Утро на море» можно увидеть, какого уровня мастерства удалось достичь великому маринисту за несколько десятилетий активных поисков в выражении своего преклонения перед морем. Изображенный рукой гения утренний морской пейзаж поражает воображение натуралистичностью, тщательной прорисовкой мельчайших деталей.

Море, подернутое утренней розоватой дымкой, объемные облака, гористые выступы – это главные действующие персонажи этого полотна. Картина Айвазовского «Утро на море» является очередным подтверждением самозабвенной любви художника к природным стихиям, выражая которую, он всегда отводит людям скорее роль декораций.

На морской глади, не тронутой дуновением ветра, художник сделал световой акцент в виде отражения солнца. Это центральная часть картины, от которой зритель отталкивается, знакомясь с этим произведением. По неспешным волнам плывет парусник, кажется, что уже совсем скоро он причалит к берегу.

На заднем фоне картины Айвазовского «Утро на море» мы видим еще один корабль. А на берегу стоят две фигуры, которые с нетерпением выглядывают, когда же суда пришвартуются. Это мать и дочка. Глядя на тихую гладь, зритель так же, как мама с дочкой, замирают в ожидании прибытия парусника.

Все полотно пронизано лирическими чувствами. Оно вызывает ощущение легкости, беззаботности. Тот, кто хотя бы раз бывал на море ранним утром, знает это ощущение – начинается новый день, ветра почти нет, на воде штиль с легкой рябью, а теплый воздух пахнет морской солью.

Хотя Айвазовский стал известен в первую очередь благодаря картинам, на которых изображено бушующее море, неспокойная стихия, он не переставал писать такие лирические, нежные полотна, которые задевают в душе тонкую струнку. Пастельные тона картины, большое обилие золотых оттенков придают умиротворенности и беззаботности всему пейзажу.

Читать всю аннотациюСвернуть
Комментарии
HELP