Регистрация
1889, 128×218 см • Масло, Холст
Аннотация
1880-е годы — период, когда мастерство художника достигло своей наивысшей точки, а его творчество приобрело наиболее характерные черты. Однако именно в это время мастер пишет произведения, которые отличаются максимальной реалистичностью. Процесс перехода к реализму, начавшийся двумя десятилетиями раньше, полностью завершился: на полотнах живописца как будто оживают стихии огня, воды и воздуха.

Картина Айвазовского «Гибель Помпеи» написана именно так. Могучие силы природы, обрушившиеся на город, изображены в динамике, что еще больше подчеркивает масштабы ужасающей трагедии, унесшей множество людских жизней.

Описание картины Айвазовского «Гибель Помпеи»

Произведение, посвященное исчезновению с лица земли древнего города, своим названием наводит на мысли о другом грандиозном полотне, принадлежащем кисти Карла Брюллова. Сравнение не случайно, поскольку Айвазовский был дружен с автором «Последнего дня Помпеи», в какой-то степени считал его своим наставником, а его творчество, несомненно, оказало влияние на живописную манеру великого мариниста. Кроме того, тема была популярна из-за возобновившихся и принявших систематический характер раскопок, проводившихся в 60-70 годах XIX века.

Все это повлияло на выбор сюжета для картины Айвазовского «Гибель Помпеи», однако это произведение ни в коем случае не является подражанием полотну Брюллова. Основное отличие в том, что главными героями «Гибели Помпеи» являются вовсе не люди. В первую очередь, внимание зрителей привлекает борьба стихий: огня и воды, мастерски показанная художником.

На заднем плане картины изображены теперь уже развалины города, погребенные под слоем лавы и пепла и охваченные огнем. Судя по историческим документам, извержение Везувия началось днем, но на полотне Айвазовского оно предстает в полном разгаре уже глубокой ночью. Отблески пламени контрастируют с темным небом, что подчеркивает драматичность ситуации. Для усиления реалистичности на картине Айвазовского «Гибель Помпеи» по всему полотну изображен пепел, падающий с неба в море.

Цветовая палитра произведения также соответствует замыслу живописца: все, включая море, написано в алых, желтых и коричневых тонах, благодаря чему создается атмосфера ужаса и страха, охвативших несчастных людей. Грозные черные волны — главные герои большинства произведений гениального мариниста — отражают бушующее пламя и облака дыма и пара, написанные в багровых тонах.

Однако, в отличие от полотна Карла Брюллова, на картине Айвазовского есть место надежде на спасение для жителей Помпеи. На переднем плане изображено множество поспешно отплывающих кораблей с испуганными, но избежавшими смерти людьми. Возможно, именно благодаря их свидетельствам мир узнал подробности трагедии, а величайшие художники смогли запечатлеть трагический момент на своих картинах.
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Иван Константинович Айвазовский. Байрон в Венеции
  • Иван Константинович Айвазовский. А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа
  • Иван Константинович Айвазовский. Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции
Хитрость Айвазовского
21 работа • 0 комментариев
  • Сальваторе Роза. Дух Самуила
  • Жан Оноре Фрагонар. Белый бык
  • Эжен Делакруа. Смерть Офелии
Миф
Собирает Иешуа Гоноцри
95 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Иван Константинович Айвазовский. Байрон в Венеции
14
Байрон в Венеции
Иван Константинович Айвазовский. Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции
8
Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции
Жан Оноре Фрагонар. Белый бык
0
Белый бык
Жан Оноре Фрагонар
XVIII век, 91×73 см
Сальваторе Роза. Дух Самуила
0
Дух Самуила
Сальваторе Роза
1668, 193×273 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP