Регистрация
Василий Васильевич Матэ
Россия 1856−1917
Подписаться0             
Подписаться0             
Биография и информация
 

1856−2-23

Посещал СПб рисовальную школу для приходящих, где в 1872 г. занимался гравированием под руководством Серякова. В 1875 г. поступил в Академию художеств; в 1877 г. — малая поощрительная медаль; в 1878 г. окончил научный курс. В 1880 г. был послан, на средства Великого Князя Владимира Александровича, в Париж к граверу Паннемакеру для усовершенствования в гравировании. В 1884 г. — звание классного художника 2 степени. В 1899 г. — звание академика гравирования. С 1893 г. действительный член Императорской Академии художеств. Заведывающий граверным отделением Академии художеств и профессор-руководитель.

(Кондаков)

1856, близ г. Эйдкунен, Восточная Пруссия 1917, Петроград Творчество В. В. Матэ знаменует одновременно и вершину и заключительный этап в развитии русской репродукционной гравюры. Любимый и самый талантливый ученик Л. А. Серякова, которому тот завещал свои инструменты, Матэ работал в гравюре на дереве и в офорте. Художественное образование он получил сначала в Рисовальной школе при ОПХ (1870−75), а затем в гравировальном классе Петербургской А. Х. (1875−80), руководимом Ф. И. Иорданом. В качестве пенсионера АХ с 1880 по 1884 г. Матэ совершенствовал свое мастерство в Париже у знаменитого офортиста Гайяра и ксилографа А. Паннемакера. За свою жизнь Матэ выполнил огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них — портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы. «Особенным успехом пользовались его факсимиле карандашных рисунков, технику которых он передавал изумительно, имитируя до иллюзии не только штрих, но и притирки пальцем и растушевкой, характер свинцового карандаша, итальянского или сангины», — писал о художнике И. Э. Грабарь. Сам же Матэ относился к работе гравера творчески и не сводил ее лишь к повторению оригинала. «Гравер не есть скучный копиист, а создатель нового мира образов, где картину художника он переводит на свой язык, придает новые оттенки». И еще: «Гравер переносит в гравюрную копию свою индивидуальность, которая всегда, сочетаясь с вдохновением автора-художника, создает новое произведение, полное жизни и такой прелести, какую оценит и сам автор картины». Однако время репродукционной гравюры уже проходило. Она не выдерживала конкуренции с фотомеханическими способами печати, стремительно развивавшимися в России в 1890-е гг. Лучшие ксилографии Матэ датированы второй половиной 1880-х — началом 1890-х гг. Это такие шедевры, как воспроизведение «Боярыни Морозовой» (ок. 1887) В. И. Сурикова по фотографии, присланной Матэ самим живописцем, а также несколько листов с эскизов картины И. Е. Репина «Запорожцы». Особенно хороша голова «Смеющегося запорожца» (1892), не вошедшая в окончательный вариант репинской картины. С 1899 г. Матэ переходит с ксилографии на технику офорта, которая, по его мнению, давала большие возможности для творческой интерпретации оригинала. Лучшими его работами в этой области справедливо считаются портреты. Причем по глубине трактовки образов и виртуозному исполнению выделяются изображения М. П. Беляева и П. М. Третьякова (1894, с известного портрета И. Е. Репина). Важное значение имела для развития гравюры в России и преподавательская деятельность Матэ в ЦУТР (1884−1909), в качестве профессора гравюры в АХ (1894- 1917), наконец, в Рисовальной школе при ОПХ (с 1911), где начинал он сам. Учениками Матэ были такие впоследствии знаменитые граверы, как А. П. Остроумова-Лебедева, И. Н. Павлов, П. А. Шиллинговский и др. Кроме того, разным граверным техникам Матэ обучал И. Е. Репина, В. А. Серова, И. И. Левитана, Б. М. Кустодиева, К. А. Сомова, Е. Е. Лансере, Л. С. Бакста, К. Ф. Юона.

Читать дальше

HELP