войти
опубликовать

Николай
Кошелев

Россия • родился в 1987

Биография и информация

Отсутствие финансовых средств помешало ребенку будущего профессора Академии художеств Николая Андреевича Кошелева поступить в живописную школу академика А.В. Ступина, открытую в городе Арзамасе. Вместо этого одиннадцатилетний мальчик, жаждущий нарисовать мальчика, был отдан на службу сначала одному художнику, затем другому - в обоих случаях ученичество было неудачным. И было бы на нижегородской земле на одного художника-ремесленника больше, ни причастность к судьбе местного помещика Николая Кошелева. Три года мальчик прожил в ее семье три года и работал не покладая рук, практически самостоятельно осваивая тонкости живописной техники. После поездки к благотворителю в Казанское художественное училище, где подающий надежды юный Н. Кошелев получил несколько уроков изображения профессионального наставника. Затем последовала индивидуальная работа над росписью церковного иконостаса и стен монастыря и, наконец, поездка в Св. -Петербург и поступает в Академию художеств (1861). Первые годы обучения Н. Кошелев был просто невзрачным и неделями находился в полуголодном состоянии. И все же жажда творчества заставила его идти вперед - за 1862 год студент Кошелев получил три серебряные медали. А в 1863 году было приобретено несколько его работ, что окончательно улучшило материальное положение художника. С 1865 г. Н. Кошелев несколько лет работал над росписью Храма Христа Спасителя в Москве. Именно за эту работу он стал академиком (1873 г.) и профессором (1878 г.) Академии художеств. Его жизнь и творчество (а еще живописцу принадлежат замечательные портреты, пейзажи и жанровые картины) Н. Кошелев вроде бы доказал, что «в живописи нет широкой большой дороги, и только один может достичь ее сияющих вершин, кто, не боясь усталости, поднимается по каменистым тропам» (мы позволили себе заменить одно слово на повторение знаменитые слова Карла Маркса - они органично применимы к судьбе русского художника).

Родился в селе Семанах Пензенской губернии, в семье крепостного. Он рано проявил артистические способности. Видя интерес сына к искусству, отец отправил его учиться у художника Давыдова в Нижний Новгород. Но он только потер краску и загрунтовал доску.

Дома он упорно занимался живописью, в надежде поступить в Академию художеств. Местный помещик дал ему возможность рисовать в своем доме. Ассистировал Кошелеву, брал уроки у опытного преподавателя в Казани. Здесь он выполнил свою первую работу - иконостас для церкви и получил заказ в церковной росписи.

Осенью 1860 г. он поступил в Академию художеств вольнослушателем. Его ранние работы отмечены интересом к жизни простых людей, умением в простом сюжете раскрыть типичное явление.

В 1862 году Николай Андреевич был награжден Малой серебряной медалью за этюд с натуры, в этом же году его работа «1 номер» появилась на академической выставке. Спустя два года его конкурсная работа «Августовские ртутные затишья» была удостоена Малой золотой медали.

Н. Кошелева был «Кооператив А. А. Крестоносцева» (1864 - 1865), основанный группой студентов Академии для материальной поддержки. Когда банда распалась, он стал членом «Петербургской артели художников» (1863 - 1871 гг.). В марте 1865 г. участвовал в художественной выставке в Нижнем Новгороде, которая стала прообразом будущих передвижных выставок.

В колхозе Кошелев много и увлеченно работал. Там он создал свои лучшие работы - «Офен-разносчик» и «Крестный ход в деревне» (Государственная Третьяковская галерея). Занимался проектированием церковных зданий. Под руководством И. Н. Крамского расписал купол Храма Христа Спасителя в Москве.

В 1895 - 1896 гг. Н. Кошелев работал над созданием картонных коробок для внешней мозаики Воскресенской церкви в Санкт-Петербурге, а в 1898–1899 гг. - для внутренней мозаики. Создал карикатуры с изображением Серафима для 5 маленьких головных уборов и большого картона «Христос во славе» для южного фронтона. Внутри храма на его зарисовках «Преображение» в восточной полиополии и «Бегство в Египет» на восточной стороне.

Художник был членом общества «Мосановские понедельники» (1881 - 1917), мероприятия, инициированного Е. И. Мускарой и группами художников-любителей для помощи семьям художников.

Информации о последних годах жизни Кошелевой почти нет. Известно только, что до самой смерти он не отпускал руки. Сохранились этюды, этюды, этюды Кошелева последних лет, большая часть которых находится в Русском музее.