Регистрация

Белое распятие

Предложить название
1938, 155×140 см • Масло, Холст

Описание картины «Белое распятие»

В 1938 году Марк Шагал, происходивший из еврейской семьи и получивший в детстве домашнее образование (изучение Талмуда, Торы и древнееврейского языка), был потрясен сообщениями о Хрустальной ночи — массовом еврейском погроме в Германии. Под впечатлением от этого события художник пишет «Белое распятие» — это первая картина Марка Шагала, на которой он использует образ Иисуса как символ страдания всего еврейского народа. Впоследствии живописец еще не раз возвращался к этой теме, несмотря на то, что в еврейской религиозной традиции Иисус не считается Спасителем.

На картине Марка Шагала «Белое распятие» изображены гонения еврейского народа, повсеместно происходившие в начале XX века. Пылают в огне разграбленные дома, люди плачут над телами погибших родственников, на земле валяются священные свитки — все это происходит вокруг фигуры распятого Иисуса, занимающей центральную часть полотна.

Художник изобразил его не так, как это было принято среди католических и православных иконописцев, а как верующего еврея. На нем надета одежда, предназначенная для молитвы — белый талес с черными полосами. Вместо тернового венца на голове Иисуса белая повязка. Белое распятие, на котором находится Иисус, создано из светлой поперечной перекладины и столба света, льющегося с небес — так в интерпретации Марка Шагала выглядит преодоление смерти; его картина словно говорит зрителю: невозможно уничтожить надежду. Небесный свет символизирует собой Бога, лик которого, согласно иудейским верованиям, нельзя изображать.

С христианской традицией Спасителя на полотне Шагала связывают стилизованная фигура креста, надпись в виде букв INRI и нимб. Сверху над распятым мучеником находятся фигуры праотцов: лица Авраама, Иакова и Исаака выражают отчаяние и ужас. В нижней части картины художник изобразил простых людей: мать, прижимающую к себе ребенка и не знающую, куда ей бежать, человека с табличкой на груди (сначала Шагал сделал на ней надпись «Я еврей» на идиш, но позже закрасил ее). Большая лодка с сидящими в ней людьми и воздевающими руки к нему отсылает зрителя к образу ковчега и дарует надежду на спасение.

Картина Марка Шагала «Белое распятие» является частью экспозиции Института искусств в Чикаго — ее подарил институту Альфред Альшулер. Это произведение, насыщенное сильными эмоциями, получило высокую оценку у римского папы Франциска.
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
  • Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
Страсти Христовы
Собирает Ирина Олих
58 работ • 0 комментариев
  • Марк Захарович Шагал. Русалка и сосна
  • Марк Захарович Шагал. Пара и рыба
  • Марк Захарович Шагал. Битва цветов
Марк Шагал
Собирает Анна Жукова
59 работ • 0 комментариев
  • Винсент Ван Гог. Вечерний пейзаж с восходящей луной
  • Винсент Ван Гог. Натюрморт с кружкой пива и фруктами
  • Винсент Ван Гог. Едоки картофеля
Ночь
Собирает Galina Kulinchenko
41 работа • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
1
Мертвый Христос с двумя ангелами
Эдуар Мане
1864, 179.4×149.9 см
Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
0
Мертвый Христос поддерживается ангелом
Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
8
Погребение Христа (Положение во гроб)
Марк Захарович Шагал. Русалка и сосна
5
Русалка и сосна
HELP