войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
1
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Мифологическая сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1913
Размер: 77×70 см
Работа в подборках: 83 подборки
История выставок

Описание картины «Обрученные и Эйфелева башня»

Картина «Обрученные и Эйфелева башня» представляет излюбленный сюжет Марка Шагала: летящие влюбленные. В невесте без труда узнается его вечная Муза, жена Белла, в образе жениха Шагал изобразил самого себя. Люди, преодолевшие земное притяжение, – частые герои картин Марка Шагала.

Хотя не совсем верно говорить, что на картинах Шагала преодолена гравитация. Речь даже не о преодолении, которое предполагает борьбу и усилие. Для изображенных Шагалом фигур полет естественен, как дыхание. Мы не преодолеваем сопротивление воздуха для того, чтобы его вдыхать и выдыхать. И герои картин Шагала не преодолевают силу тяготения – она в их пространстве попросту не действует.

«Обрученные и Эйфелева Башня» показывает нам два любимых города Шагала. Сложно не заметить Эйфелеву башню – ярко-синяя, узнаваемая, она заполняет задний фон. А под ней – Витебск. Нижний правый угол не оставляет никаких сомнений в том, крыши какого города ютятся под летящим ангелом и парящей башней. «Художником можно быть только в Париже», – говорил Марк Шагал. А признаваясь Парижу в своей бесконечной любви и стремясь сказать о нем лучшее, что только можно, восклицал: «Париж, ты мой Витебск!». И действительно, в его картинах удивительным образом соседствуют два города.

Петух, телец, овен, коза и другие животные нередко фигурируют на его полотнах. В том числе коза-скрипачка, ставшая одним из фирменных знаков Шагала. Исследователи видят в этих образах библейские корни, апеллируя, с одной стороны, к животным как жертвоприношению и символу искупления грехов, с другой, к знаку чистоты и гармонии. Оптимистичный, светлый, радостный настрой описываемой картины скорее располагает ко второй трактовке. К тому же, отметим, что образы животных, в частности, козы и петуха, у Шагала нередко сопровождают влюбленных (есть даже картина «Влюбленные и красный петух»). И в этом контексте напрашивается отсылка к «Песне песней» как гимну любви и единения влюбленных с природой.

Сквозным для творчества Шагала является также использование архетипа беременности. Скрипач изображен словно внутри петуха. Подобное мы видим в картине «Материнство» – ребенок в лоне матери. В «Продавце скота» жеребенок изображен в животе кобылы. Не столь прямолинейно этот образ использован в «Обрученных и Эйфелевой башне» и «Портрете Вавы», где в животе любимой женщины изображены влюбленные. Они символизируют растущую изнутри силу, соединяющую двоих в одно, и ту бережность, с которой женщина может взращивать и оберегать любовь.

В «Обрученных» внутри петуха, оторвавшего от земли влюбленную пару и несущего их, счастливых и мечтательных, среди яркого разнообразия мира Шагала (в котором летают ангелы и козы, сияет двойное солнце, а дороги напрямую соединяют Витебск и Париж) изображен скрипач, символ творчества. Для Марка Шагала, как никого иного, именно любовь была движущей силой жизни и искусства. Он всегда говорил, что главное в жизни, самое сильное в жизни – это любовь. И та сила, которое приносит любовь и переносит влюбленных из места реального в место бесконечное, приносила и ему вдохновение. Какое бы имя земной женщины эта сила не носила.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии(1)