войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Скульптура
Материалы: Бронза
Дата создания: 1890
Размер: 48.4 см
Регион: Нью-Йорк
Работа в подборках: 17 подборок

Описание работы «Ирида, посланница богов»

Самая дерзкая и откровенная скульптура Огюста Родена вначале имела голову, крылья и руку. Она парила над головой обнаженного Виктора Гюго во втором проекте памятника – и символизировала славу, которой удостоились литературные труды писателя. У памятника было несколько версий, ни одна из которых не устраивала заказчика, французское государство: Гюго был обнаженный, могучий и энергичный, но уже не молодой, это человек с одряхлевшими мышцами и старчески обвисшей кожей. Это тело, негероическое и неидеальное, смущало и возмущало современников Родена, привыкших к совсем другим скульптурным традициям. Обнаженные музы, шепчущие писателю гениальные строки, смущение зрителей и заказчиков только усиливали.

Ирида, изъятая из второй версии памятника, стала самостоятельной скульптурой – и была невероятно популярной. Только при жизни Родена отлили 7 копий прыгающей в бесстыдном па богини. Говорили, что скульптору позировали при ее создании акробаты, а вдохновляли танцовщицы популярного в то время канкана.

Лишенная головы и крыльев, скульптура стала вызывающей, волнующей и сексуальной: взгляд зрителя, скользящий по гладкой бронзовой поверхности, неизменно упирается в самый центр, смысловой и композиционный – в гениталии. «Ириду» сравнивают с картиной Курбе «Происхождение мира» - та же прямота и откровенность, без признаков вульгарности и стыдливого сладострастия.

«Ирида» Родена – где-то между небом и землей. Божественное парение, неподвластное гравитации, вращение в воздухе, прыжок в неземное – и при этом неграциозный, неизящный, но акробатически сложный, требующий работы всех мышц прыжок сильного, осязаемого тела. Будь героиней Родена греческая богиня, литературная героиня или две женщины в любовной игре – они сексуальны, волнующи, заземлены и обожествлены одновременно. Не мифологический статус спасает героиню от хихикающей вульгарности, а эмоциональная свобода, красота освобожденного от условностей тела.

Сегодня официальные копии «Ириды, посланницы богов» хранятся в музеях Осло, Цюриха, Парижа, Вашингтона, Базеля, Нью-Йорка, Лос-Анжелеса и Аделаиды. И несколько – в частных коллекциях. Одна из самых ценных отливок, созданных еще при жизни Родена, долгое время находилась в частной коллекции Сильвестра Сталлоне, а в 2016 году установила рекорд на аукционе Sotheby's – она была продана за 16,6 миллионов долларов и стала самой дорогой скульптурой Огюста Родена, проданной на открытых торгах. Не знаменитый «Поцелуй» или грандиозный «Мыслитель», чьи копии тоже часто появляются на аукционах, а «Ирида», скульптура, которая даже сегодня воспринимается очень современной и дерзкой.

Одна из бронзовых отливок скульптуры много лет стояла в спальне художника Люсьена Фрейда, прямо напротив кровати, – и была первым образом, который видел просыпаясь один из самых противоречивых и скандальных современных художников.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии