войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Материалы: Гипс
Дата создания: 1881
Размер: 41.5×58.7 см
Местонахождение: Музей Родена, Париж
Работа в подборках: 2 подборки
Тэги

Описание картины «Граф Уголино и его дети»

Скульптура Огюста Родена «Уголино и его дети» первоначально была задумана как часть многофигурной композиции грандиозного проекта, над которой скульптор работал полжизни, но так не довел до конца.

Благими намерениями
1880 год стал знаковым для Родена: он получил свой первый госзаказ, да еще какой! Ему было доверено создать масштабный портал для Музея декоративного искусства, который должен был открыться в Париже. Скульптор затеял амбициозный проект, и его нешуточный масштаб в итоге сыграл с творцом злую шутку. Роден назвал его «Врата ада», а идеи для реализации черпал из поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия». По его задумке, несколько десятков фигур должны были сформировать единую композицию, обрамляющую вход в здание.

В поиске идеального решения для «Врат ада» Роден то добавлял одних, то удалял других персонажей, число которых в общей сложности со временем достигло около двух сотен. Он то бросал работу на несколько лет, то вновь возвращался к ней, начиная все с нуля. Естественно, он не успел выполнить заказ в срок, но и музей, для которого предназначались «Врата ада», тоже так никогда и не открылся. Несмотря на это, до конца жизни скульптор не оставлял надежды реализовать свою «стройку века», но он так и не увидел ее отлитой в бронзе. Это произошло в 1925 году, уже после его смерти.

Однако у всей этой истории бесконечных мук творчества были и положительные последствия. Многие из композиций, которые изначально входили в общую структуру «Врат ада», в итоге переросли в самостоятельные произведения. Причем стали одними из наиболее известных в наследии Родена: среди них «Поцелуй», «Вечная весна», «Уголино и его дети» и даже «Мыслитель». К слову, последний поначалу задумывался как портрет Данте Алигьери, венчавший всю композицию, но позже скульптор назвал ее просто «Поэт», как олицетворение универсального образа творца.

«Уголино и его дети»: преступление и наказание
И хотя Роден при создании скульптуры отталкивался от повествования Данте Алигьери, граф Уголино делла Герардеска был историческим персонажем, правителем Пизы, жившим в 13-м веке. Он пал жертвой интриг архиепископа Пизы Руджери дельи Убальдини (в борьбе за власть Уголино убил его племянника), который объявил графа предателем и заточил в башню вместе с двумя младшими сыновьями и двумя внуками. Там они погибли спустя два месяца в 1289 году. Ходили слухи, что перед смертью Уголино не выдержал голодных мук и питался плотью своих отпрысков.

Данте описывает встречу с Уголино и его обидчиком Руджери в 32-й песне «Ада». Он находит их в 9-м кругу, где они находятся в яме, при этом граф вгрызается архиепископу «туда, где мозг смыкаются и шея». Он рассказывает Данте о своих мучениях в башне, как дети, увидев, что он в голодных муках грызет свои пальцы, предлагают ему спастись: «Отец, ешь нас, нам это легче будет; ты дал нам эти жалкие тела, – возьми их сам; так справедливость судит». Данте прямо не указывает на то, принял ли Уголино эту страшную жертву, но оставляет намек в виде фразы: «Но злей, чем горе, голод был недугом».

В 19-м веке «Божественная комедия» пользовалась большой популярностью, многие художники находили вдохновение в выразительных образах, описанных Данте и в трагической истории графа Уголино в том числе. Картины на эту тему писали Уильям Блейк и Эжен Делакруа, а в 1860-х годах скульптура «Уголино и его сыновья» сделала знаменитым француза Жана Батиста Карпо. Он изваял графа статным атлетом, сопротивляющимся мучительному соблазну, в отчаянии впиваясь в свои пальцы, в то время как дети сплелись у его ног.

Правда или ложь
По первоначальным эскизам Роден также намеревался изобразить Уголино сидящим, но в итоге поместил его на колени: граф ползает над телами детей, исступленно разинув рот. Если у Карпо мы видим сильного мужчину, пытающегося сохранить человеческий облик в безвыходной ситуации, то у Родена Уголино выглядит обезумевшим и жалким.

В 2002 году зловещая история графа приобрела продолжение. Исследование его останков доказало, что Уголино не употреблял в пищу мясо в течение последних нескольких месяцев жизни. К тому же у него оставалось всего несколько зубов, что вряд ли могло позволить ему совершать те жуткие деяния, которые приписывала ему молва. Также на черепе Уголино обнаружили следы удара, в результате которого он умер на самом деле. Как и дети, тоже погибшие насильственной смертью, а не от голода.

При всем при этом в 2008 году нашлись исследователи, которые опротестовали экспертизу, сославшись на подделку документов о захоронении семьи Уголино (несмотря на то, что первое исследование основывалось на экспертизе ДНК). Похоже, несчастному графу так и не суждено обрести покой на том свете.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии