Регистрация
Камилла Клодель
Камилла
 Клодель
Подписаться8                
Подписаться8                
Биография и информация
 
Камилла Клодель (фр. Camille Claudel, 8 декабря 1864, Фер-ан-Тарденуа — 19 октября 1943, Монтедеверже, близ Авиньона) — самая выдающаяся женщина-скульптор, жила и работала во Франции, ученица, помощница, а позже — соперница Огюста Родена.

Особенности творчества Камиллы Клодель: юная Камилла, ребенок-вундеркинд, лепила из глины первые скульптуры, ничего не зная об академической скульптуре, правилах мастерства и человеческой анатомии. При этом она уже интуитивно превосходила традицию и оставляла ее позади. В отличие от своего учителя Огюста Родена, одержимого движением, Камилла стремится к равновесию и устойчивости. При этом страсть, чувственность, печаль, отчаянье она передает с особым мастерством.
Оставляя часто следы резца на поверхности скульптуры, Клодель заставляет фактуру поверхности участвовать в создании впечатления. Поздние ее работы называют экспрессионистскими, похоже, они лет на 50 опередили подобные эксперименты в скульптуре.

Известные скульптуры Камиллы Клодель: «Вертумн и Помона (Шакунтала)», «Вальс», «Зрелость», «Клото».

О жизни Камиллы Клодель говорят больше, чем о ее творчестве. Истории о ее романе с Огюстом Роденом так же удобно ложатся в трагические киносценарии и глянцевые статьи, как истории об ухе Ван Гога или о криминальных талантах Караваджо. Захватывающе и всегда тянет на бестселлер. Справедливое признание Камиллы Клодель как знакового для истории искусства скульптора запоздало лет на сто: первый музей с ее работами открылся только в 2017 году, в небольшом городке Ножан-сюр-Сен под Парижем, где маленькая Камилла копала свою первую глину в окрестных лесах и лепила первые бюсты в сарае рядом с домом.

Дикая глина
В семье Камиллы Клодель работали, экономили, громко ссорились, ответственно занимались домашним хозяйством, учили детей христианским ценностям, чувству долга и никогда их не целовали. Луи-Проспер Клодель, отец Камиллы, был чиновником, его несколько раз переводили по службе из одного небольшого городка в другой — и все семейство переезжало с ним вместе. Суровый, жесткий, прямолинейный Луи-Проспер считал расточительство признаком глупости и невоспитанности, но без сожалений продавал принадлежавшие ему после женитьбы участки земли, чтобы обеспечить обучение детей, и поддерживал детей даже когда они вдруг выбрали совсем не респектабельные и не денежные занятия.
Детей было трое, Камилла — старшая. Ее страстное детское увлечение скульптурой возникло из ниоткуда — ни уроков, ни учителей, ни сильных художественных впечатлений. Она сама копает глину, перечитывает все книги из семейной библиотеки — и разбирает их на подходящие сюжеты, героические профили, вдохновляющие сцены. А заодно, штудируя античную, классическую и современную французскую литературу, расширяет кругозор до таких масштабов, что несколько лет спустя будет свободно разговаривать на самые сложные темы в кругу парижских интеллектуалов и демонстрировать неожиданные для юной девушки знания.
Лучшим другом маленькой Камиллы будет брат Поль. Потом он вырастет, станет известным поэтом, драматургом, будет номинирован на Нобелевскую премию 6 раз, в качестве посла и консула будет работать в Америке, Китае, Японии, Бразилии. Его Камилла всегда будет любить и ждать — по легенде, которую некому проверить, одинокая и всеми забытая Камилла перед смертью прошептала «Мой милый Поль».
А пока ей 12, а ему 8 — и между занятиями с частным репетитором он честно месит глину и гипс для Камиллы, обожает ее, с радостью подчиняется ее железной воле и позирует для первых бюстов. Даже регистратор ипотечных кредитов Луи-Проспер понимает, что у дочери талант, которому сложно противостоять. И он приглашает скульптора Альфреда Буше взглянуть на работы Камиллы.

Мраморная глыба
Юная Камилла заполняла модный в светских гостиных альбом с вопросами для одного знакомого. На вопрос «Твои любимые добродетели?» ответила «Нет таких: они все скучны». Она не кокетничала и не интересничала — Камиллу действительно мало заботят традиционные добродетели и жизненные сценарии. Эта женщина — как глыба мрамора, устойчивая, благородная и породистая, ее нужно только немного обтесать, придать форму.
В 1881 году Камилла с матерью, братом и сестрой перебирается в Париж. Во-первых, Буше давно говорит о важности художественного образования для Камиллы, во-вторых, Полю тоже необходимо приличное образование. Париж оправился от войны, отсмеялся уже на 5 выставках художников-импрессионистов, устроил грандиозную Всемирную выставку, признал Мане и смирился с новым искусством. Но еще не сошел с ума настолько, чтобы принимать женщин в Академию изящных искусств и позволять им лепить обнаженную натуру. Даже в Салон ее работу «Старуха Элен» принимают с первого раза, но учить в Академии не готовы.
Камилла берет уроки в частной академии Коларосси и снимает мастерскую с несколькими скульпторами-англичанками. Раз в неделю к ним заходит Буше, чтобы дать комментарии к работам и обучить основам мастерства. Уезжая в Италию, он просит друга Огюста Родена заменить его и особенно присмотреться к юной Камилле Клодель — ее стиль удивительно напоминает роденовский.

Золотой прииск
«Для мужчины быть скульптором — это постоянный вызов здравому смыслу. Для женщины, тем более с характером моей сестры — это совершенно невероятно», — писал Поль Клодель, брат Камиллы. Упрямая, одержимая, страстная, она стала единственной женщиной-помощницей в мастерской Родена, обтесывала мрамор, уменьшала и увеличивала формы для отливки из бронзы. Очень быстро из молчаливого подмастерья и робкой ученицы Камилла превращается в первую помощницу и советчицу. Октав Мирбо говорил, «она дала Родену счастье быть понятым».
19-летняя, она ускользает за 40-летним Роденом в особый, состоявшийся, взрослый круг общения: известные писатели, именитые журналисты, скандальные художники. Она упускает призрачную возможность жить впроголодь на Монмартре, бунтовать, узнать Боннара и Матисса, своих почти-ровесников, вступить в какое-нибудь авангардное объединение. Очень скоро женщины-художницы станут себе такое позволять, но пока не Камилла.
Ее связь с Роденом продлится 15 лет. В какие-то чудесные золотые годы взаимного профессионального восхищения, любовной страсти, нечеловеческого взаимопонимания у них все будет общим: руки и ноги, вылепленные Камиллой, голова, вылепленная Роденом, пока Камилла позирует. Она получает щедрые комиссионные за напряженную работу, может снимать квартиру поближе к его тайной (только для свиданий) мастерской, в одержимой работоспособности может высекать собственные большие, уже мастерские, тонкие работы и во всем помогать учителю-любовнику. Она не может ничего поделать только с той женщиной, к которой Роден постоянно возвращается домой.
Разрыв опустошил обоих. Роден лишался близкой собеседницы, любимой натурщицы (все еще головокружительно красивой), блестящей помощницы. Камилла лишалась всего, но пока не верила в это.
Когда на Камиллу будут рушиться обвинения в подражательстве, Роден скажет: «Я просто показал ей, как добыть золото, но это золото ее». Правда, его мало кто будет слушать.

Гипсовые обломки
Оставшись без покровительства Родена, Камилла Клодель упрямо и вызывающе освобождает свое искусство от его влияния. Она надеется, что нашла собственный путь: ее эксперименты с материалами и глазурями уже цепляются за модернистские находки, а «Голова старика» обнажает оплывшую складками фактуру-структуру, на десятки лет опережая фигуры Джакометти. Для ее «Клото» невозможно найти скульптурную традицию и подтянуть к какому-либо направлению поисков. Клодель доказывает, что она зрелый мастер, особый, гениальный, но доказывает только себе. Критики не прощают ей творческой и личной связи с Роденом, сейчас он в зените славы, его модно превозносить и относить к эпигонам всех, кто хоть немного эмоциональней мраморной колонны. Камилла намного эмоциональней.
Несколько раз ей готовы сделать государственный заказ — и на последних этапах переговоров все обязательно срывается. Частные заказчики, унизительные подработки и старые друзья не дают умереть от голода, но отчаянье непризнания становится все более глубоким и болезненным. А признание ей нужно грандиозное — на полумеры она не согласна. Камилла видит за всеми неудачами Родена: он настраивает против нее государственные комиссии, он подсылает к ней шпионов, чтоб красть идеи. Однажды она разнесет на сотни осколков все работы в мастерской — чтоб они не достались Родену.
«Пусть эта история заставит трепетать семьи, в которых случается это ужасное несчастье, худшее из того, чего можно опасаться, — артистическое призвание!» — напишет Поль Клодель во вступлении к первой посмертной ретроспективе работ Камиллы.
Последние 30 лет она проведет в психиатрической клинике и никогда больше не притронется к глине. Она умрет здесь в 1943 году, забытая и покинутая даже родными.

Автор: Анна Сидельникова


Читать дальше
Работы понравились
Елена Берензон

Лента
Камилла Клодель. К фильму «Камилла Клодель»
К фильму «Камилла Клодель»
Камилла Клодель
1988,
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
Камилла Клодель. Мадам Клодель
Камилла Клодель. Бюст Фердинанда Массари
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 66 работ
Камилла Клодель. Женщина с закрытыми глазами
0
Женщина с закрытыми глазами
1885, 39 см
Камилла Клодель. Молодой римлянин
0
Молодой римлянин
1893, 51×44×25 см
Камилла Клодель. Влюбленные
0
Влюбленные
1905, 91×80×42 см
Камилла Клодель. Влюбленные
1
Влюбленные
1886, 42.3×39.1×20.5 см
Камилла Клодель. Сплетницы
0
Сплетницы
1905, 32×34 см
Камилла Клодель. Умоляющая (большая модель)
0
Умоляющая (большая модель)
1905, 67×72 см
Камилла Клодель. Огюст Роден
0
Огюст Роден
1885, 40×25×28 см
Камилла Клодель. Вальс
0
Вальс
1889, 41.5×37 см
Камилла Клодель. Зрелый возраст
1
Зрелый возраст
1893, 131×195×78 см
Посмотреть 66 работ художника
HELP