войти
опубликовать

Николай
Алексеевич Касаткин

Россия • 1859−1930

Николай Алексеевич Касаткин (13 (25) декабря 1859, Москва — 17 декабря 1930, Москва) — русский живописец-реалист, член «Товарищества передвижников» с 1891 года, первый народный художник РСФСР (1923), один из основателей социалистического реализма. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (1873—1883), где его главным наставником был В. Г. Перов.

Николай Алексеевич Касаткин родился в Москве 13 (25) декабря 1859 года в семье художника-литографа А. А. Касаткина. В 1873—1883 годы занимался в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были художники-передвижники Василий Перов и Илларион Прянишников. С 1891 года стал членом «Товарищества передвижников». В 1883 году Касаткин получил высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти». В 1894 и 1895 посетил Донбасс. В 1894—1917 годы Касаткин работал педагогом в родном Училище. Кроме этого, после окончания училища Касаткина пригласил на работу в свое издательство крупнейший русский книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около тридцати лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря и др.

Искусство Касаткина – с его тонким умением подбирать характерные типажи и строить «говорящие» мизансцены – наглядно показывает, как романтическое бытописание сменялось (у наиболее социально-ангажированных художников) символизмом образов, обнажающих фатальные социальные тупики. Чисто человеческие конфликты (Соперницы, 1890; Кто?, 1897) все чаще соседствовали в творчестве мастера с образами пролетариев как жертв того индустриального «ада», каким предстают у него шахты (Углекопы. Смена, 1895; все – в Третьяковской галерее; Сбор угля бедными на отработанной шахте, 1894, Русский музей). Напротив, лирически-импрессионистична его Шахтерка (1894, Третьяковская галерея). Обращаясь к событиям 1905 в серии документальных этюдов (Рабочий-боевик, После обыска; оба – в Музее революции, Москва), показывал революцию в ее буднях, порою даже в ее карательных акциях (Последний путь шпиона, там же; все – 1905).

После Октябрьской революции Касаткину первому было присуждено почётное звание народного художника РСФСР (1923). Он вошел в новосозданную АХРР («Ассоциация художников революционной России», художественное объединение, самое многочисленное и мощное из российских творческих группировок 1920-х годов). В 1924 году он был командирован в Англию, чтобы запечатлеть социальную борьбу тамошнего пролетариата. В целом же попытки сделать из него «Горького советской живописи» оказались несостоятельными в силу явной несоизмеримости талантов. Лучше всего в поздний период ему удавались отдельные яркие портреты-типажи («За учебу. Пионерка с книгами» 1926, Музей революции). 17 декабря 1930 года, давая пояснения в Музее революции к своей новой картине «Карийская трагедия», Касаткин скоропостижно скончался.

Перейти к биографии