Регистрация

Этюд натурщика

Предложить название
1811, 64×35 см • Масло, Холст

Описание картины «Этюд натурщика»

Небольшая картина «Этюд натурщика» попала в собрание ГМИИ из коллекции С.М. Третьякова. Несмотря на имя «Теодор Жерико» на табличке, полной уверенности в авторстве нет — великолепно сложенного усатого натурщика, позировавшего в мастерской наставника Жерико Пьера Герена, писали многие. Среди предполагаемых авторов «Этюда...» называли и Делакруа, и некоего неизвестного русского мастера (что сомнительно — всё-таки картина была приобретена в коллекцию Третьякова при посредничестве известного дома «Буссо и Валадон» за солидную сумму в 4 500 франков).

Но, учитывая, что подписанного Жерико в наших музеях нет, да и просто работ Жерико в мире немного, будем относиться к этому портрету как к доказанной работе одного из первых французских художников-романтиков. Тем более, что все характерные признаки у этюда присутствуют: сложный разворот фигуры, резкий контраст света и тени, глубокая темнота фона, великолепная лепка формы, и, главное, предельная романтизация образа — всё, что так любил Жерико. Героя картины — растрёпанного хмурого человека с античным торсом и совершенно не античным лицом, легко представить и на поле боя, и на палубе корабля, и на покорённой вершине — в любом месте, позволяющем поспорить с судьбой или стихией и красиво победить или драматически погибнуть.

Известно, что занимаясь у Герена, Жерико часто «улучшал» постановки, то приписывая натуре воображаемый фон, то усиливая контрастность света. Герен, известный живописью классической и скучноватой, терпел его эксперименты, но предостерегал от подобного остальных студентов: «Что вы стараетесь подражать ему. Пусть работает как хочет, в нем материала на трех-четырех живописцев, не то, что у вас».

Вероятно, когда-то картина была светлее, но сейчас её краски изрядно изменились — причина в готовом красителе на основе битума, который был очень эффектен при написании теней, но со временем сильно потемнел.

Автор: Оксана Санжарова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Уинслоу Хомер. Портрет дамы
  • Уинслоу Хомер. Упавший олень
  • Теофиль-Александр Стейнлен. Сцена в зимнем Париже
.
Собирает Wartaro Caster
93 работы • 0 комментариев
  • Александр Константинович Богомазов. Трамвай
  • Александр Константинович Богомазов. Абстрактный пейзаж (Нагорный Карабах)
  • Джон Сингер Сарджент. Роберт Льюис Стивенсон и его жена
FB
168 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Теофиль-Александр Стейнлен. Сцена в зимнем Париже
0
Сцена в зимнем Париже
Уинслоу Хомер. Портрет дамы
2
Портрет дамы
Уинслоу Хомер
1875, 30.5×20.3 см
Уинслоу Хомер. Упавший олень
2
Упавший олень
Уинслоу Хомер
1892, 35.2×50.3 см
Александр Константинович Богомазов. Трамвай
7
Трамвай
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP