войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Любен
Божен

Франция • 1610−1663

Биография и информация

О жизни и творчестве Божена сохранилось мало сведений. Известно, что художник начиная с 1636 много лет прожил в Италии. В его искусстве ощутимо влияние школы Фонтенбло, а также Рафаэля, Пармиджанино, Гвидо Рени. Датировка его картин представляет большую трудность. Божен написал для собора Парижской Богоматери одиннадцать работ.

Нам известны лишь

немногие документы, позволяющие узнать о жизни и учителях Любена Вожена; так же мало сохранилось и его картин (из II работ, заказанных ему для собора Нотр-Дам в Париже, сохранилось лишь четыре). Став мастером в Сен-Жермен-де-Пре (1629), он, в 1636, отправляется в Италию, где живет, вероятно, несколько лет. Его «Мадонны с младенцем» (Париж, Лувр; Лондон, Нац. гал.; Нант, Музей изящных искусств; Ренн, Музей изящных искусств), а также большие композиции на религиозную тематику, например, из музея в Экс-ан-Прован-се («Введение во храм», «Рождество Марии»), из собора НотрДам в Париже («Мученичество св. Варфоломея», «Пьета») отмечены влиянием школы Фон-тенбло. Однако более важную роль в творческой биографии художника сыграли произведения Рафаэля, Бароччи, Корреджо и в особенности Пармиджанино и Гвидо Рени (последнему Вожен обязан своим прозвищем - «маленький Гвидо»). Глядя на четыре натюрморта, подписанные именем Вожена, можно ; предположить, что их авторами были два разных художника («Натюрморт с вафлями» и «Пять чувств», Париж, Лувр; «Чаша с фруктами», Ренн, Музей изящных искусств; «Натюрморт со свечой», Рим, гал. Спада). Но архивные документы, а также общность стиля - смелость тонов, утонченная изысканность композиции - свидетельствуют о том, что автором этих натюрмортов (выполненных, скорее всего, до его отъезда в Италию) был один и тот же художник - Вожен. Условность и стилизация, прихотливые арабески, холодная гармония - все это во многом апеллирует к образам Пармиджанино. Созданные тонким и проницательным художником, эти полотна, как и работы Ла Ира и Ж. Стеллы, укладываются в рамки «парижской школы» первой половины XVII в.