Регистрация

Пряхи, или Миф об Арахне

Предложить название
1650-е , 220×289 см • Масло, Холст

Описание картины «Пряхи, или Миф об Арахне»

Перед нами масштабная картина, которую знаменитый социолог ХХ века Хосе Ортега-и-Гассет считал лучшей из поздних картин Веласкеса. Не избалованные всеобщим вниманием «Менины» с испанскими королевскими особами, а простонародных «Прях», написанных Веласкесом за три года до смерти (Прадо, где хранится полотно, датирует картину 1655 - 1660 гг), называет Ортега настоящей вершиной. Но для понимания картины, полное название которой «Пряхи, или Миф об Арахне», потребуется определённое интеллектуальное усилие.

С первого взгляда не сразу и сообразишь, что именно перед нами происходит: никто из женщин не смотрит на зрителя, не посылает ему объяснительных сигналов. Позы прях на переднем плане настолько же реалистичны, насколько необычны. Обычно Веласкес писал королевских или придворных особ – они располагались лицом к зрителю и изображались в традиционной торжественной статике (1, 2, 3, 4). А здесь мы видим героинь в ритмичном волнообразном движении. Некоторых – со спины. Других – наклонившимися, развернувшимися, присевшими – словом, полностью поглощенными работой.

Помещение, где женщины заняты пряжей, темновато. Это заставляет вспомнить о ранних бодегонах Веласкеса – бытовых сценках, исполненных в манере Караваджо (1, 2). А впереди, в смежной комнате, отделённой от нашей двумя массивными ступенями, потоком струится солнечный свет. Ортега-и-Гассет, кстати, полагал, что этот поток света, падающего слева, и есть протагонист (главный герой) картины.

Свет щедро проливается на другую группу женщин в парадных пышных платьях. Рядом с ними располагаются музыкальные инструменты, а вся стена затянута гигантским дорогим гобеленом, изображение которого, при желании, тоже поддаётся расшифровке. Но прежде возникает вопрос: а что общего между этими двумя группками женщин? Чем они связаны? Почему эти два разнородных пространства Веласкес объединил? Причем не просто объединил, а подчинил принципу зеркальности. Композиционно эти группы аналогичны: по две героини справа и слева, а одна – впереди и несколько в глубине.

Но уподоблены группы героинь на первом и втором планах только для того, чтобы тут же их противопоставить. «Здесь работают – там играют, здесь необработанная шерсть – там готовый гобелен, здесь отдёргивают портьеру, чтобы впустить свет, – там все залито светом, здесь крутится колесо прялки – там стоит виолончель, на которой никто не играет. Здесь пространство работы, ремесла, действия, там – созерцания, чистого искусства, - сравнивает искусствовед Марина Торопыгина, - две эти темы – ремесло и искусство – сопоставляются и в то же время как будто отражаются одна в другой».

Однако оказывается, что связь между этими двумя группами персонажей, двумя разнородными мирами – гораздо глубже. Она не просто композиционная, но и смысловая. Дело в том, что, гобелен, который с таким вниманием рассматривают знатные дамы, рассказывает нам о… пряхах. Сравнительно недавно удалось установить, что изображение гобелена написано по мотивам картины Тициана «Похищение Европы». А это сразу же заставляет вспомнить о мифической пряхе Арахне. Согласно античной легенде, Арахна так возгордилась своим умением, что вызвала на поединок саму Афину – не просто богиню мудрости, но еще и изобретательницу веретена. Дерзость Арахны простиралась и дальше: она выткала на полотне эпизод из многочисленных любовных приключений отца Афины Зевса, а именно тот, где он похищает дочку сидонского царя Европу. Афина в назидание превратила Арахну в паука, чтобы ей вечно плести свою паутину (боязнь пауков так и называется – «арахнофобия»).

Так искусствоведы пришли к выводу, что «Пряхи» Веласкеса не что иное, как иллюстрация к мифу об Арахне, изложенному Овидием, хотя и выполненная «на современном материале». Но самые пытливые из исследователей двинулись дальше. Они осмелились предположить, что в пожилой женщине за прялкой Веласкес изобразил свою жену Хуану Миранду, на которой женился 19-летним и с которой прожил всю жизнь, а в молодой пряхе, развернутой спиной зрителю, «зашифровал» тайную возлюбленную – итальянскую художницу Фламинию Трива (Flaminia Triva, её же обнажённую спину, предположительно, можно видеть в единственной эротической картине Веласкеса «Венера с зеркалом»). Возможно, он намекал, что пряхи на картине – античные мойры, плетущие нить его личной судьбы.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Стиль и техника: Барокко, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Диего Веласкес. Менины
  • Диего Веласкес. Пряхи, или Миф об Арахне
  • Диего Веласкес. Венера перед зеркалом
Диего Веласкес
Собирает Alla Zdebskaya
3 работы • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Портрет Марии Терезии
  • Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье
  • Франс Хальс. Цыганка
Веласкес
Собирает Maria Stepanova
21 работа • 0 комментариев
  • Диего Веласкес. Преподобная мать Херонима де ла Фуэнте
  • Диего Веласкес. Швея
  • Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты в синем платье
Диего Веласкес
Собирает ася мельникова
8 работ • 0 комментариев
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Две девушки у окна
  • Диего Веласкес. Сдача Бреды
  • Диего Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
Золотой век испанского искусства - XVII ст.
Собирает Ирина Олих
39 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Бартоломе Эстебан Мурильо. Две девушки у окна
4
Две девушки у окна
Диего Веласкес. Триумф Вакха (Пьяницы)
5
Триумф Вакха (Пьяницы)
Диего Веласкес
1629, 165×225 см
Диего Веласкес. Сдача Бреды
10
Сдача Бреды
Диего Веласкес
1635, 307×367 см
Алессандро Аллори. Снятие с креста
1
Снятие с креста
Алессандро Аллори
1560-е , 54×70 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP