войти
опубликовать
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Барокко
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1650
Размер: 81.3×69.9 см
Регион: Нью-Йорк
Работа в подборках: 22 подборки

Описание картины «Портрет Хуана де Парехи»

История портрета слуги Веласкеса Хуана де Парехи – пример успешнейшей для XVII века пиар-акции для продвижения художника на международной арене.

В 50 лет Диего Веласкес во второй раз в своей жизни оказался в Риме. Все его заграничные путешествия ограничивались двумя не особо продолжительными визитами в Италию. Испанский король Филипп IV (1, 2, 3) упорно не хотел отпускать от себя своего любимого художника, исполнявшего по совместительству обязанности интенданта королевского дворца. Мы не знаем до конца мотивов Филиппа IV, но факт в том, что Веласкес, первый художник у себя на родине, за её пределами оставался практически неизвестен. Первая поездка в Италию, к которой молодого Веласкеса склонил приезжавший в Испанию с дипломатической миссией Рубенс, не принесла испанцу особой славы. Вернее, принесла, но совсем не ту, на которую он мог бы рассчитывать. Тогда 30-летний Веласкес приезжал в Италию в качестве королевского камергера, его сопровождал генерал Амбросио Спинола (его мы можем увидеть на знаменитой исторической картине Веласкеса «Сдача Бреды»), и итальянцы чуть не приняли Веласкеса за испанского шпиона. Во всяком случае, он воспринимался не как художник, а как функционер испанского двора, и отношение к нему было настороженным.

Между первым и вторым визитами Веласкеса в Италию «утекло много воды». Испанское искусство переживало свой «золотой век», а Веласкес стал его «фронтменом», его центральной фигурой. Вот только итальянцы, провозгласив свою землю обителью богов и колыбелью искусства, не очень-то интересовались чужаками. Им льстило, что за художественными впечатлениями весь мир съезжается к ним – в Венецию и Флоренцию, в Сиену и Падую, Верону и Рим, а что могут предложить миру заграничные «варвары»?

Согласно легенде, самолюбие Веласкеса было глубоко уязвлено. За несколько дней он выполнил замечательный портрет своего слуги – мавра, сопровождавшего его в Италии, по имени Хуан де Пареха. Как только просохла краска, Пареха был отправлен кочевать по резиденциям знатных римлян в столице и её окрестностях вместе со своим портретом. В Испании Веласкеса называли «художник истины». Он никогда не приукрашивал действительность (чем часто грешили итальянцы), но зато и в людях низкого звания – слугах, придворных шутах и карликах (1, 2, 3, 4) – умел видеть высокое человеческое достоинство. Портрет Парехи имел такое разительное сходство с оригиналом и вместе с тем показывал его в таком лестном – истинном! - свете, что «римская крепость» пала. Итальянцы признали великое мастерство Веласкеса, к нему потянулись заказчики, а главным подтверждением его успеха стало приглашение написать самого влиятельного человека Италии (а возможно, и Европы) – Папу Иннокентия Х.

А что же герой Веласкеса? Что сталось с Хуаном де Парехой? Эта история не менее удивительна! По возвращении в Испанию хозяин дал ему вольную, и мавр, много времени проводивший в мастерской Веласкеса, наблюдая за его работой, тоже стал серьёзным художником. Он известен как один из виртуознейших копиистов работ Веласкеса, а его собственные картины экспонируются в Прадо («Призвание св. Матфея») и Эрмитаже («Портрет монаха»).

Недавно от имени героя этого портрета Веласкеса литератор Элизабет Бортон де Тревиньо написала роман «Я, Хуан де Пареха».

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии