Регистрация
Сады и огороды в живописи • 26 июня-2 июля
Сады и огороды в живописи
9 статей  •  1 тест
1823, 74.7×59.3 см • Масло, Холст

Описание картины «Кружевница»

«Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Зачем же передавать полотну неприятное, которое останется без изменений, зачем производить тяжелое впечатление, возбуждать тяжелые воспоминания в любящих этого человека? Пусть они видят его и помнят в счастливую эпоху жизни» - в этом назначении портрета был искренне уверен не только художник Тропинин. Модные и обожаемые в России сентиментальные младенцы и возводящие глаза к небу девушки в прозрачных туниках Жана-Батиста Грёза, еще недавно господствовавшая при дворе и задававшая тон Элизабет Виже-Лебрен. Все эти иностранцы воспитывали художественный вкус русской публики. Можно было французу с весьма посредственными способностями заработать состояние в России, выполняя портреты знатных заказчиков. В то время как русскому художнику его происхождение независимо от величины таланта ничего хорошего не обещало – ни славы, ни денег.

Однажды высокопоставленная дама немного ослышалась, когда ей рекомендовали исключительно талантливого портретиста Тропинина. Ей почудилась итальянская фамилия Тропини. Когда Василий Андреевич пришел в ее дом на первый сеанс, дама вознегодовала – обычный русский художник. И вытолкала его прочь.

«Кружевницу» художник пишет, когда приезжий европейский сентиментализм растворяется в новых настроениях и уже почти готов стать милым, трогательным, но теряющим актуальность и ценность увлечением. После войны 1812 года меняется и положение русских художников, и всего русского вообще. И «Кружевница» - эдакий гармоничный финальный аккорд в честь уходящего сентиментализма.

Швеи, пряхи, кружевницы Тропинина (1, 2, 3, 4) – это сплошь миловидные, большеглазые, юные красавицы, легко, искусно и с удовольствием выполняющие свою тонкую работу, излучающие спокойствие и лишенные бытовых, утяжеляющих некрасивостей. Художник видел, конечно, слепых кружевниц и горбатых, со скрюченными пальцами женщин, уставших и искалеченных своей работой. Он писал их лица и согнутые фигуры – но только набросками в тетради. Тогда, в начале XIX века, ему и в голову не могло прийти сделать из этой правды картину – такому искусству нужно было еще немного времени.

«Кружевницу» недавно получивший вольную Тропинин представил в Академию художеств с двумя другими картинами для получения звания академика и, конечно, ориентировался на господствовавшие там вкусы. Но это не значит, что художник шел на какие-то творческие компромиссы. У «Кружевницы» есть предшественницы – портреты украинских девушек (1, 2, 3), написанные еще во времена жизни художника в селе Кукавка на Подоле. И по сравнению с ними изменился лишь уровень художественной точности и тонкости в работе художника, в остальном он верен тем живым впечатлениям, которые получил в годы страстного повседневного рисования с натуры.
Картина произвела прекрасное впечатление на судей и на ценителей искусства. Тропинина объявили «назначенным академиком», а через год присудили звание академика, от которого тот вежливо отказался.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
О работе
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Неизвестный Автор. Покров Пресвятой Богородицы (Новгород)
  • Антон Павлович Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой
  • Вильгельм Александрович Котарбинский. Лепта вдовы
Государственная Третьяковская галерея
Собирает Ирина Олих
226 работ • 0 комментариев
  • Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна
  • Рафаэль Санти. Благословляющий Христос
  • Константин Алексеевич Коровин. Парижское кафе
Моя подборка
Собирает Любовь Крылова
95 работ • 0 комментариев
  • Василий Владимирович Пукирев. Неравный брак
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Купание красного коня
  • Иван Фомич (Трофимович) Хруцкий. Цветы и плоды
3 класс
Собирает Анна Коваленко
73 работы • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Балкон
  • Винсент Ван Гог. Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)
  • Поль Гоген. Ветчина
Опиши мне_часть 1
48 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Винсент Ван Гог. Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)
23
Подсолнухи (Ваза с пятнадцатью подсолнухами)
Винсент Ван Гог
Август 1888, 92.1×73 см
Поль Гоген. Ветчина
1
Ветчина
Поль Гоген
1889, 50×58 см
Эдуар Мане. Балкон
4
Балкон
Эдуар Мане
1869, 169×123 см
Франц Ксавер Винтерхальтер. Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн
3
Великая княгиня Леонилла Сайн-Витгенштейн-Сайн
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP