войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Натюрморт
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1902
Размер: 62×76 см
Работа в подборках: 21 подборка
Аудиогид

Описание картины «Натюрморт с попугаями»

Устав от слишком «цивилизованного» Таити, в 1901 году Поль Гоген перебирается на Маркизские острова. Здесь, на острове Хива-Оа, он построил большой дом, собственноручно украсил его деревянной резьбой и взял в жены местную девушку. Художник продолжает много писать, но кроме этого еще работает журналистом и пишет рассказы. При этом два последних года жизни Гогена никак нельзя назвать безоблачными. С каждым годом он все сильнее страдал от множества болезней, в том числе – проказы и сифилиса. И отголоски этих мучений можно проследить в последних его работах. Не стал исключением и «Натюрморт с попугаями».

По словам Гогена, он писал натюрморты, когда чувствовал себя уставшим. Причем достаточно часто он брал сюжет из памяти или воображения, не нуждаясь в том, чтобы сложить из предметов нужную композицию. Вместо привычных европейскому зрителю тушек уток или фазанов здесь на столе разложены три мертвых попугая, которых мы обычно воспринимаем исключительно как «декоративную» птицу и домашнего любимца. На тропических островах же попугай становится такой же дичью. Более того, в сочетании со статуэткой божества Хины на заднем плане (ее, к слову, изготовил сам Гоген), эти птицы напоминают жертвоприношение. В целом картина наполнена довольно мрачным символизмом. Яркое оперение попугаев поначалу захватывает внимание, но довольно быстро приходит осознание, что птицы мертвы. А то, что предметы разложены на покрытом скатертью походном кофре, лишь усиливает образ бренности всего сущего и временного пребывания любого живого существа в этом мире.

В начале ХХ века, спустя несколько лет после смерти Гогена, несколько его полотен, в том числе и «Натюрморт с попугаями», приобрел знаменитый русский коллекционер Иван Морозов. В течение нескольких лет картина в числе прочих шедевров мирового искусства украшала стену особняка Морозова, вызывая восторг русских авангардистов. Однако в 1918 году коллекция Морозова была национализирована, а спустя 30 лет – разделена между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Автор: Евгения Сидельникова.
Комментарии