войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Иоган Кристиан Клаусен
Даль

Норвегия • 1788−1857

Биография и информация

Пройдя в Бергене ремесленное обучение, в 1811 Даль отправился в Копенгаген, где поступил в Академию художеств. Молодой художник проявил себя в серии датских пейзажей (1814). Обосновавшись в Дрездене в 1818, он становится членом дрезденской Академии художеств (1820), а в 1824 и ее профессором. Во время своего пребывания в Италии (1820-1821) Даль сделал множество этюдов с натуры. В 1826 художник возвращается на родину и открывает для себя Восточную Норвегию и ее горы. Так он становится создателем нового стиля и воспитателем целой плеяды молодых художников, среди которых был и Томас Фернли.

Занимался у Й.Г. Мюллера в Бергене (ок. 1808). С 1811 года обучался в Академии художеств в Копенгагене.

С 1817 года преподавал в классе рисунка.

С 1818 года жил в Дрездене.

Там в 1818 году познакомился с К.Д. Фридрихом, который оказал влияние его на творчество.

Испытал влияние и немецкого романтизма. В летние месяцы часто приезжал в Норвегию. С 1820 года работал в Неаполе. Увлёкся пейзажем, писал сцены извержения Везувия, как и Фридрих, изображая на первом плане фигурки людей. Жил и работал на вилле кронпринца Квизисана у Монте-Сант-Анджело в окрестностях города. У Даля много рисунков и акварелей с видами из окон виллы и террасы. Изучение голландской живописи и северных «итальянистов» привело к появлению тонального колорита в пейзажах художника. В 1826, 1834, 1839, 1844, 1850 гг. возвращался в Норвегию. С 1836 года преподавал в Академии художеств Дрездена.

В 1818 году, получив специальную стипендию от датского принца Фредерика, приезжает в Саксонию и оседает в Дрездене. Здесь он присоединяется к художникам-романтикам, образующим группу вокруг Каспара Давида Фридриха. Вскоре женится на Эмилии фон Блок. В 1820-1823 годах совершает поездку в Италию, где интересуется не столько античными древностями, сколько занимается непосредственным наблюдением за природой этой страны.Созданные во время этой поездки многочисленные эскизы позже легли в основу художественных полотен Даля.

В 1824 году возвращается в Дрезден, где совместно с Фридрихом получает профессорскую кафедру в местной Академии искусств. Впоследствии совершает много путешествий за границу, прежде всего на свою родину, в Норвегию. Созданные на основе норвежских впечатлений картины Даля считаются одними из лучших в его творческом наследии. Анализируя используемую Далем палитру цветовых сочетаний, критики считают художника одним из предтеч импрессионизма.

В своём творчестве следует традиции голландских пейзажистов XVII века, в частности Мейндерту Хоббема и Якобу ван Рейсдалу. Даль писал главным образом горы, реки, долины и озёра Норвегии. Работы Даля всегда панорамны, в них тонко передано единство световоздушной среды («Лесной пейзаж», 1820; «Вид Штальхайма», 1826). Подобно живописцам-романтикам, он часто изображал водопады (рисунок «Водопад около Ломена», 1820), эффекты лунного света (рисунок «Пейзаж с луной», 1824). Писал также морское побережье, лодки и корабли в море («Два корабля», 1826). Даль был противником традиционных методов обучения и придавал большое значение работе с натуры. Среди значимых произведений: «Извержение Везувия» (1820), «Вид на Фортундаль» (1836), «Стальхейм. Пейзаж с радугой» (1842), «Две копенгагенские башни на вечернем небе» (ок. 1820), «Перед дождём» (1835), «Берёза, растущая на краю пропасти» (1849).