войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Автопортрет «Великий художник» (Le Grand Peintre)

Аристарх Васильевич Лентулов • Живопись, 1915, 104×142 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст, Бумага
Дата создания: 1915
Размер: 104×142 см
Работа в подборках: 27 подборок

Описание картины «Автопортрет «Великий художник» (Le Grand Peintre)»

«Великий художник» – без ложной скромности назвал свой автопортрет Лентулов. Безусловно ощущаемая ироничность как в названии, так и в изображении, тем не менее, не позволяет забыть, что в каждой шутке лишь доля шутки. «Бубнововалетовцы» излишней скромностью не страдали в целом, и Лентулову в частности сия добродетель не была присуща, по крайней мере, в годы написания портрета.

До чего же «добрый молодец» перед нами на этой картине! Вспомним, что русские футуристы вообще культивировали телесное здоровье в противовес туманным и возвышенным материям «мирискусников». Да и сам образ художника – как он отличается от традиционного рафинированного представления о «говорящих с музами». Где высокий лоб и затуманенные очи? Где изможденное тело и воспаряющий дух? Ну уж нет, перед нами – добротный такой купчина. Современники рассказывали, что Лентулов действительно был таким – огромным, мощным, дружелюбным, безо всякого намека на внешнюю утонченность.

Художник стоит подбоченившись, явно красуется. Огромная рука, упертая в бок, тщательно прорисована. Его называли «художником солнца» – что ж, этот портрет не оставляет сомнений. Золоченый кафтан на округлом животе, желтый же фон сзади, а главное – круг над головой, то ли солнце, то ли нимб. Лентулов говорил, что он пишет картины так, как Маяковский стихи. «Будем как солнце», – призывал Маяковский. «Почему же не быть, будем!», – на языке цвета отвечает Лентулов. Кстати, расшитый кафтан напоминает о знаменитой желтой кофте Маяковского, ставшей одним из символов футуристов.

В этом портрете отчетливо видна особая, солнечная манера Лентулова. Его цвета сияют, причем в данном случае не исподволь, а очень явно, демонстративно. Цветодинамика автопортрета перекликается со знаменитыми архитектурными пейзажами Лентулова. Увлеченность художника кубизмом нашла отображение в «Le Grand Peintre», но в своеобразной, его персональной манере. Он словно не разделяет объект на формы, а демонстрирует его отдельные составляющие, которые, соединяясь, усиливают общее экспрессивное воздействие на зрителя.

Автор: Алена Эсаулова
Комментарии