войти
опубликовать

Георг
Хофнагель

Нидерланды • 1542−1600

Одним из первых и наиболее ярких представителей этого специфического направления рудольфинского искусства является Йорис Хофнагель. Подобно Арчимбольдо, это был представитель старшего поколения рудольфинцев. В творчестве этих художников можно найти в установке на сложное «иероглифическое» содержание, на мир причудливых сопоставлений. Хофнагелю приходилось создавать работы, в которых, подобно фантастическому иллюзионизму Арчимбольдо, из вполне точных, натуралистических деталей – образов живой природы – возникало отвлеченное, «коллажное» целое. Хофнагель был самоучкой родом из Мехелена. Он вырос в самой сердцевине местной художественной традиции, в том числе, иллюминаторской. Незаурядное мастерство художника-миниатюриста создавать из сухих дидактических иллюстраций к научному трактату художественно оригинальное явление проявилось в творчестве Й.Хофнагеля Старшего и было продолжено его сыном Якубом, а также некоторыми другими художниками.

• В 1582 г. для Фердинанда II Тирольского им был сделан миссал (богослужебная книга, содержащая тексты для совершения мессы) с миниатюрами на полях;

• В 1594 г. он иллюстрировал книгу с образцами шрифтов, заказанную еще каллиграфом Боскаи для императора Максимилиана II;

• В 1596 г. была закончена вторая книга шрифтов, уже для Рудольфа II. Тончайшая каллиграфия соединяется здесь с миниатюрами, гротесками, занимающими нижнюю часть страницы.

• Самый известный труд Хофнагеля, за который он получил не только титул «натуралиста», но и «иероглифика» - четыре книги, посвященные изображению тварного мира, под названием "Четыре элемента" (земля, вода, воздух, огонь). Изображения заселяющих земной шар существ – от тигра до морской раковины – лучшее достижение художника. Тщательным образом воспроизведенные бабочки, жуки, ящерицы скомпонованы в элегантные группы, аранжированы в красивые законченные композиции, мастерски расположенные на листе пергамента. Один из истоков элементов – поздняя нидерландская миниатюра с ее традицией и вкусом к изображению реальности. Культура миниатюрного письма, использование плоскости, организация красочных пятен и линейного рисунка в изысканное орнаментальное целое, в котором, однако, не теряется натурная точность изображения, свойственны ему в высшей мере. Изображения живых существ помещены на чистой поверхности листа, без всякого пейзажа, вне всякой среды и связаны между собой лишь прихотью художника, игрой орнаментальных линий и принадлежностью к той или иной стихии.

Известно, что в 1590-х гг., в самом конце творчества, Хофнагель Старший исполнял и отдельные натюрморты, обычно, из цветов, в привычной для него технике акварели на пергаменте, сблизившись тем самым с наиболее последовательным реалистом при дворе – Рулантом Савереем.

(Йорис Хофнагел работал на службе у императора Рудольфа-II около 10 лет, начиная с 1591 года.)

Перейти к биографии