войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1952
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 27 подборок

Описание картины «Мадонна в частицах»

«Мадонна в частицах» – картина, написанная Сальвадором Дали в период «ядерного мистицизма». Испытания атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки в 1945 году оставили настолько глубокий след в хрупкой психике художника, что это стало отправной точкой в новой эре его творчества.

Одной из первых ласточек стала картина «Расщепление атома (Дематериализация под носом у Нерона)» – она предъявила миру свежий почерк Дали. Пугающие сюрреалистические выверты уступили место классическим мотивам в симметричных декорациях, появилась тенденция к размещению объектов вопреки силам гравитации, словно в невесомости, а их расщепление на отдельные составляющие стали олицетворением ядерной реакции.

Дали не на шутку, с присущей ему экзальтацией, увлекся изучением новейших физических теорий, в том числе и в области квантовой физики. Ходили слухи, что он даже прекратил употреблять алкоголь, чтобы держать мозг в тонусе для более глубокого постижения точных наук. Одновременно с этим он стал декларировать свое обращение к религии – для Дали не существовало несочетаемых областей интересов.

В октябре 1950 года, спустя месяц после смерти отца – еще одного события, по-видимому, сильно впечатлившего художника – он выступал с лекцией в Барселоне. Он сделал громкое заявление о том, что не только обратил свой взор к католицизму, но и декларировал склонности к мистицизму: «Я был богохульником, а стал мистиком».

Последовавшие за этим работы стали отражением нового мировоззрения Дали: «Дезинтеграция постоянства памяти» (1952 – 1954), «Ультрамариново-корпускулярное Вознесение» (1952 – 1953), «Атомный крест» (1952) и тому подобные. Из-под его кисти стали появляться многочисленные Мадонны с лицом Галы, фрагментированные на части и парящие в воздухе, написанные в непривычно реалистичной манере (1, 2). А некоторые из них распадались на совсем мелкие составляющие, сохраняя при этом узнаваемый образ, как в случае с «Мадонной в частицах».

Картина вызывает тревожное чувство: оно подкрепляется и мрачными облаками, окружившими Богородицу, и отсутствием у нее лица. Да и сам образ распадающейся на отдельные фрагменты Мадонны словно подрывает в сознании какие-то прочные, незыблемые с самого детства, устои. Совпадение или нет – но такая неспокойная атмосфера характерна только для тех работ Дали периода «ядерного мистицизма», где для Богоматери он не использовал свою дорогую Галу в качестве модели (1, 2). Как будто бы только в ней одной он мог видеть и женщину, и богиню, и мать.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии