войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами

Сальвадор Дали • Живопись, 1938
Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Пейзаж, Портрет
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1938
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 20 подборок

Описание картины «Невидимая афганская борзая на пляже и призрак лица Гарсиа Лорки в форме вазы для фруктов с тремя фигами»

Когда Дали писал эту картину, поэта Федерико Гарсиа Лорки уже два года не было в живых. В самом начале гражданской войны в Испании его казнили без суда, по последней версии, только лишь из-за того, что у власти оказался личный враг его отца. Во время режима Франко книги Лорки были запрещены, не переиздавались и не вспоминались. Но до этих трагических событий Лорка был настоящей международной знаменитостью, обаятельной и блестящей звездой. И близким другом Сальвадора Дали еще со студенческих лет.

Мало сказать – друг. Между Лоркой и Дали случилось все на свете: интеллектуальное и душевное родство, любовь и страсть, взаимное соблазнение, словесные и образные заигрывания, каламбуры и шутки, понятные только им двоим, жаркие летние месяцы сиесты с бесконечными разговорами и прогулками, разрушительное, почти уничтожающее взаимное влияние, физическое желание, не важно, реализованное или нет.

В конце 1920-х годов Дали и Лорка молоды и прекрасны, каждый из них находит собственный голос. Дали пишет первые сюрреалистические картины, и на одной из них в морском прибое плещется безмятежная голова Лорки, а Лорка пишет длинную «Оду Сальвадору Дали». И ближе к финалу провозглашает:

Но важнее другое. Не судьбы искусства
и не судьбы эпохи с ее канителью,
породнили нас общие поиски смысла.
Как назвать это - дружбою или дуэлью?

Остальное не в счет. И рисуешь ли букли
своенравной Матильды, Тересу с иглою
или женскую грудь, ты рисуешь загадку
нашей близости, схожей с азартной игрою.

Семь лет Лорка и Дали не виделись. А за год до смерти поэта встретились в Барселоне – и снова мир вокруг них полетел в пропасть. Знаменитость Лорка прогулял важное официальное мероприятие, на котором должен был стать главным спикером. Притяжение срабатывало с прежней силой: разговоры, прогулки, знакомства, все опять без ума от Лорки, даже Гала.

И вот несколько лет спустя Дали пишет призрак лица Лорки, призрак человека, которого больше нет. Лицо проступает через вереницу образов, оно вступает в замысловатую визуальную игру, которую так любит в эти годы Дали. Он называет этот метод изображения «двойственными образами»: когда при долгом разглядывании за первым, самым очевидным, образом начинает просматриваться следующий, потом – следующий. Афганская борзая – ваза с фруктами – призрак лица Лорки.

«Образы могут плодиться и множиться, - объяснял сам Дали, - и число их будет зависеть исключительно от степени параноидальности ума».

Афганская борзая, ваза с фруктами – образы настолько несодержательные и условные, что даже на этапе чтения длинного названия картины становится понятно: все это ради Лорки. Как вообще при таком соседстве образов можно посчитать важной вазу? Лорка - главный герой, но он же и самый последний в визуальном ряду, самый неразличимый, самый нереальный. Лорка – призрак, Лорка – воспоминание, Лорка – повсюду в мире и больше нигде.

Автор: Анна Сидельникова
Комментарии