войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Религиозная сцена
Техника: Гуашь
Материалы: Бумага
Дата создания: 1970
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 22 подборки

Описание картины «Всадник Апокалипсиса»

«Всадник Апокалипсиса» – рисунок Сальвадора Дали, венчавший его увлечение католицизмом, о котором он торжественно заявил в 1950 году. «Я был богохульником, а стал мистиком», – сообщил художник слушателям лекции в Барселоне спустя два года после возвращения из Америки, где он и Гала пережидали годы смуты Второй мировой войны. Правда, как и в остальных сферах жизни, вера Дали носила эксцентричный оттенок: налет «ядерного мистицизма», как наименовал художник новую веху в своем творчестве.

На деле это проявлялось в религиозных мотивах работ (многочисленные Мадонны и кресты) в сочетании с размышлениями на тему деления атома (1, 2, 3). Приблизительно в это же время Дали начал активно сотрудничать с издательствами, создавая иллюстрации для печати литографий. В 1950 – 70-х годах он иллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса, «Божественную комедию» Данте, «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Фауста» Гете, «Декамерона» Боккаччо и прочие литературные произведения. А в 1969 году вышло роскошное издание Biblia Sacra – Библия в красном кожаном переплете с иллюстрациями Сальвадора Дали.

Художник работал над этим изданием с 1963 года. За это время он создал 105 литографий с весьма непривычными интерпретациями событий из Священного Писания (1, 2). Рисунки, выполненные в смешанной технике (акварель, тушь, гуашь, пастель, карандаш), мало напоминают иллюстрации к Библии, но благодаря известности и репутации автора издание, напечатанное тиражом 1800 экземпляров, быстро разошлось по собраниям коллекционеров всего мира. В 1989 году оно было перевыпущено в Германии на немецком языке.

«Всадник Апокалипсиса» датируется 1970 годом, то есть работа была создана Дали уже после выхода в свет Biblia Sacra. Но и тема, и стиль рисунка, и его формат отсылают к этому изданию: кажется, будто это запоздалая иллюстрация к Откровению Иоанна Богослова. Она точно передает атмосферу фрагмента Писания о времени появлении четырех всадников Апокалипсиса, несущих войну и смерть: «Произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь».

Год спустя Дали возвращается к теме Апокалипсиса на картине «Второе пришествие Христа» – гораздо более мирной по цветовой гамме, но не менее тревожной по настроению. Тем самым он закрыл тему христианства и католицизма в своем творчестве, и никогда больше не возвращался к религиозным мотивам (за исключением единичных случаев вроде распятия с Галой в 1978 году).

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии