войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Комментарии
0
О работе
Эта работа добавлена, поскольку цитируется в материалах, указанных ниже
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Масло
Материалы: Картон
Дата создания: 1921
Размер: 26×28 см
Местонахождение: Частная коллекция
Работа в подборках: 19 подборок

Описание картины «Материнство»

Сальвадор Дали более всего прославился своими сюрреалистическими образами – теми, что показывают изнанку реальности. Картина «Материнство», однако, весьма далека от «привычного Дали». Такая манера письма свойственна раннему (первая половина 20-х годов) периоду творчества художника, когда он увлекался новосентизмом, в частности работами Ксавьера Нагеса. Течение характеризует наивная манера изображения человека и пейзажа, а также локально звонкие цветовые пятна, которые обволакиваются плавным фоном.

Сюжет был тоже важен для новосентистов. Новое, как обычно, оказалось хорошо забытым старым, только подсвеченным с другой стороны. Новосентисты писали пасторальные сюжеты с вплетенными в них религиозными мотивами, самым популярным из которых было изображение Девы Марии «на новый лад».

Вот и в «Материнстве» явлен образ Мадонны, только не с одним ребенком, а с тремя. Столько же детей было и у родителей художника: старший сын, который умер в младенчестве от менингита; сам Дали, появившийся на свет через год после смерти брата; и младшая дочь – Анна Мария. Родители считали выжившего сына чуть не реинкарнацией своего первенца. А сам Дали повторял: «Я хочу доказать самому себе, что я – вовсе не мертвый брат, а живой».

Картина насыщена светом. Яркие желтые парусники (их столько же, сколько и персонажей – четыре) показывают, что пока дети с мамой вместе, их судьба – привольное скольжение по теплому тихому морю.

«Материнство» Сальвадор Дали написал маслом на картоне в год смерти собственной матери. Фелипа Дали умерла на 47-м году жизни от рака груди, и семнадцатилетний художник был безутешен. И хотя лица на картине выполнены схематично, можно предположить, что Сальвадор вдохновлялся и изображал собственную мать – тонкое вытянутое лицо, длинный нос, густые черные брови и маленький аккуратный рот.

Дали не был бы Дали, если бы даже в простой своей работе, выполненной в почти примитивной манере, не оставил бы загадок для зрителя. Почему фигура женщины смещена влево? Что это за темный суккулент, тянущийся к мальчику и уже положивший ему свой жирный лист на плечо?

Женщина-мать не находится в центре композиции, как бы показывая, что материнство – это еще и отречение от центрального восприятия себя: теперь это место отдано детям.

В центре картины – соприкосновение голов двоих детей. Старшего мальчика с темным «щупальцем» суккулента на плече и новорожденного, сосущего материнскую грудь. Здесь явная метафорическая отсылка к детству самого художника. Темное «щупальце» – намек на скорую смерть старшего сына.
Картина «Материнство» находится в частной коллекции. Что также имеет свою непростую историю, замешанную на взаимоотношениях Дали с сестрой Анной Марией. После смерти матери именно она стала для Сальвадора главной женщиной. Они были очень близки. Дали даже намекал, что эти отношения выходили за рамки общепринятых.

Но потом появилась Гала. Она была старше Дали на 11 лет и уверенно увела его из семьи. Психоаналитики могли бы увидеть в этой связи со старшей женщиной стремление художника вновь ощутить материнскую любовь.

А что сестра? Ее в негодование приводила и сама Гала, и то, как Дали начал воспринимать свое прошлое. В 1929 году Сальвадор создал работу «Священное сердце», на которой написал: «Приятно иногда плюнуть на портрет своей матери!». Скорее всего, это было торжественное отречение от женщины, давшей физическое существование, в пользу другой женщины, Галы, породившей «нового Дали».

Обидевшись на брата за все это, Анна Мария стала распродавать картины, оставшиеся в отчем доме. Так многие ранние работы Дали, в том числе и «Материнство», попали в частные коллекции.

…Своих детей у Дали не было. Он любил повторять, как отдыхает природа на детях гениев. Себя при этом относя не просто к гениям, а к гениям божественным.

Новосентизмом Дали увлекался недолго. И уже через год-два после создания «Материнства» начал приближаться к своему стилю. К тому, по которому его безошибочно можно распознать.

Автор: Елена Сироид
Комментарии