войти
опубликовать

Ма Юань

Китай • 1130−1224

Ма Юань, Цинь-шань [родился в конце 12 века — умер в 1-й половине 13 века, провинция Шаньси], китайский живописец. Деятель академии живописи в Ханчжоу. Последователь Ли Тана. Автор пейзажей ("Одинокий рыбак на реке в холодную пору", Национальный музей, Токио), а также произведений, выполненных в жанре "цветы-птицы" ("Цветы сливы, камни и дикие утки в горном потоке", Музей Гугун, Пекин). Для пейзажей М. Ю. (монохромных и с подцветкой), глубоко воплотивших философскую концепцию природы как единого и бесконечного мира, характерно проникнутое сдержанным волнением созерцательное настроение. М. Ю. широко использовал такие новые для китайской живописи приёмы, как асимметричность композиции ("пейзаж, сдвинутый в угол"), резкие, широкие мазки ("большие удары топора").

Искусство Ма Юаня — вершина в развитии пейзажной живописи периода империи Южная Сун (1127—1279). В его творчестве ярко и полно воплотились специфические особенности не только живописи, но во многом и всей духовной культуры средневекового Китая периода ее расцвета.

Художник работал в то время, когда пейзажная живопись уже прошла исторический путь в несколько веков, достигнув зрелости и совершенства. В этом смысле творчество Ма Юаня и его современников явилось своеобразным итогом всей предшествующей истории китайского пейзажа. Творческая зрелость и техническое мастерство позволили Ма Юаню с наибольшей полнотой и легкостью выразить в искусстве идеалы своего времени.

Ма Юань жил в период потрясений, переживаемых страной. Войны и набеги кочевников разоряли страну, а в 1127 году вся северная часть Китая была завоевана чжурчженями. Столица вместе с императорским двором и Академией живописи переместилась на юг в город Линьань (Ханчжоу). Как и прежде, пейзаж сохранил свое место ведущего жанра, однако настроения, переданные в пейзажной живописи, существенно изменились. На смену величественным, полным мощи горным ландшафтам пришли картины лирического, а порой камерного содержания.

По сравнению с мастерами предшествующих поколений Ма Юань не только располагал превосходным богатством средств выразительности, но и больше знал о мире, его эстетические представления были тоньше и значительнее. Безукоризненная точность линии и силуэта, умение построить композицию так, чтобы наиболее точно выразить идейное содержание произведения — все эти качества делают его произведения классикой китайского средневекового пейзажа.

Искусство Ма Юаня в значительной мере основано на предшествующей традиции. Одним из непосредственных предшественников художника был Ли Тан, у которого, возможно, он учился. Кроме того огромное влияние на формирование живописного почерка Ма Юаня оказала длительная традиция нескольких поколений семьи Ма. Ремесленные навыки, таким образом, передавались от отца к сыну. В частности, характерный острый графический рисунок он унаследовал от своего дяди Ма Гунсяня. Все художники семьи Ма были членами Академии живописи: семейную традицию продолжил Ма Линь — сын Ма Юаня. Однако именно творчество Ма Юаня отмечено присущей ему одному яркой индивидуальности художественного почерка.

Сведений о жизни Ма Юаня сохранилось крайне мало. Известно, что он пользовался особым расположением императора Нин Цзуна (1195 — 1224), который пожаловал его высшей наградой художников — «Золотым поясом».

В настоящее время во многих музеях мира и частных собраниях хранится несколько десятков произведений, имеющих подпись Ма Юаня или приписываемых ему. Среди них помимо многочисленных пейзажей имеются картины с изображением жанровых, исторических и мифологических сцен, а также работы в жанре «цветы-птицы». Поскольку, как правило, все сцены изображены в пейзаже, то нет резкой грани между этими группами произведений.

В отличие от произведений более ранних пейзажистов у Ма Юаня заметна склонность к таким сюжетам, где могут быть выражены лирические настроения и философские размышления человека. Поэтому самый частый и излюбленный мотив — это человек, созерцающий природу, когда сама природа вдохновляет художника. Горные пики, безбрежная гладь озера, тонкие ветви плакучей ивы, увиденные в разное время года и дня, способствуют раскрытию целой гаммы душевных переживаний. За исключением альбомных листов с изображением волн, диких уток, плавающих под скалой в тихой заводи, у Ма Юаня почти нет безлюдных пейзажей. На некоторых картинах показана еле заметная одинокая фигура путника или занятого своим делом рыбака. На других довольно крупные и отчетливо выписанные фигуры. Но в отличие от многих других мастеров-современников у Ма Юаня нет чувства подавления человека окружающей природой, но скорее слияние с ней, духовное сближение и как бы растворение в ней.

Пейзаж с фигурой человека, созерцающего природу, можно назвать лейтмотивом творчества Ма Юаня. Этот образ навеян представлениями об идеальном представителе того времени — поэте, ученом, философе, смысл жизни которого — увидеть в красоте природы проявление главных законов мироздания, открыть истинную сущность бытия.

Состояние душевного покоя и внутренней сосредоточенности жизни на лоне природы воспевалось китайской поэзией как идеальное состояние еще со времен знаменитого поэта IV века Тао Юаньминь. Этот идеал был близок и современникам Ма Юаня, хотя сам Ма Юань не был художником-отшельником, однако живущим в горах. Но его творчество явилось ярким выражением идейных устремлений его времени.

Перейти к биографии