войти
опубликовать

Антон
Пик

Нидерланды • 1895−1987
Антон Франциск Пик (Ден-Хелдер, 19 апреля 1895 года - Овервен, 24 ноября 1987 года) – известный голландский иллюстратор, художник и график. Вместе с режиссером Питером Рейндерсом с 1951 по 1975 год разрабатывал декорации и дизайн зданий для предшественника Диснейленда - парка развлечений Эфтелинг (Каатсхойвел, Нидерланды).

Особенности творчества художника Антона Пика: многофигурность и большое внимание к деталям. Рисунки Антона Пика задерживают на себе внимание зрителя, их хочется рассматривать, выискивая любопытные детали. Романтик-одиночка, любитель старины, сказок и саг, Антон Пик раскрывал свой внутренний мир посредством иллюстраций, созданных им с большим вкусом и мастерством, приправляя их толикой юмора и иронии. В его творческом багаже – иллюстрации к 350 книгам. Рождественские открытки, которые Пик ежегодно рисовал на протяжении десятилетий – национальная «визитная карточка» Нидерландов. Наследие Антона Пика - десятки тысяч рисунков, около ста картин маслом, а также гравюры, ксилографии, литографии, обложки журналов, экслибрисы, открытки и календари, архитектурные проекты музея Autotron и нескольких частных домов, а также полторы тысячи дизайнерских разработок для Эфтелинга.

Самые яркие проекты Антона Пика: иллюстрации к книгам «Сказки и истории Ганса Христиана Андерсена», «Сказки братьев Гримм», «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса, «Тысяча и одна ночь» в 16 томах, дизайнерские художественные и архитектурные разработки для голландского парка развлечений Эфтелинг.

Антон Франциск Пик и его брат-близнец Анри родились 19 апреля 1895 года в семье флотского инженера Анри Кристиана Пика и его жены Стоффелины Петронеллы Нейтс. Это была двойная радость для четы Пик, первый сын которых умер во младенчестве. Детство Антона и Анри было не очень веселым: отец, в силу профессии, часто бывал в разъездах, а вернувшись, частенько выпивал. Воспитанием и образованием мальчиков занималась мать: увидев в сыновьях способности к рисованию, она всеми силами способствовала их развитию. Напряженные отношения между родителями привели к тому, что Антон с юных лет полностью погрузился в мир собственных фантазий, доверяя их лишь бумаге и краскам. Таким Антон Пик и оставался всю жизнь – вежливым, тихим, молчаливым человеком, который получал огромное удовольствие от своей работы.

Свой первый приз – пять баночек краски и фиксатор – Антон Пик получил в возрасте 11 лет, представив акварельную работу на выставке домашних ремесел. Мальчик любил природу и часто приносил с прогулок по дюнам растения, которые изучал и зарисовывал. Однажды мать увидела, как Антон плачет у окна; на вопрос о причине слез сын ответил, что расстроен из-за того, что никак не может нарисовать дождь. Осень и зима стали любимыми временами года Антона, именно им он отдавал предпочтение в своих работах. Мальчик очень любил читать и увлекался сказками и фантастическими историями, что впоследствии нашло отражение в его рисунках.

В 1906 году отец Пика вышел на пенсию и семья переехала в Гаагу. Антон и Анри учились в школе, в 1910 году они начали посещать вечерние курсы в Академии изобразительных искусств, а два года спустя - Гаагский институт рисования. В 1915 году Антона Пика призвали на военную службу; его часть располагалась в городе Амерсфорт, известным красотой своих старинных улочек и площадей. Так началась любовь Пика к историческим городским ансамблям. Самым любимым городом Пика стала столица Нидерландов. «Амстердам всегда привлекал меня, и в течение многих лет я ездил туда на один день в неделю, чтобы запечатлеть все виды улиц, переулков и малейших деталей» - писал Пик в своих дневниках.

Демобилизовавшись через три с половиной года, Пик стал работать учителем в институте рисования Бик и Ваандрагер, а с 1920 года начал преподавательскую деятельность в Кеннемерском лицее в Овервене, где проработал до 65 лет. Первая книга с иллюстрациями Пика выходит в 1921 году – это роман «Паллитер» фламандского писателя Феликса Тиммерманса. С 1925 по 1939 годы он сотрудничает с журналом для детей и юношества Sunshine, для которого создает красивые черно-белые иллюстрации народных сказок разных стран: на них присутствуют гномы, ведьмы, старинные замки и восточные сцены.

Вдохновение для своих работ Антон Пик черпал в далеком прошлом; как он однажды сказал в интервью, «мне нравится погружаться в предыдущие века». Как свидетельствуют дневники художника, он был большим поклонником Питера Брейгеля. Его восхищали мастера Золотого века голландской живописи – Вермеер и Рембрандтван Дейк и Халс. Живя в Харлеме, Пик был частым гостем Музея Франса Халса, который был в двух шагах от его дома. Антон Пик отдавал должное и британской культуре: произведениям Чарльза Диккенса и сатирическим гравюрам Джорджа Крукшенка, иллюстрациям Хэблота Найта Брауна и Джона Лича. Художинк также был большим поклонником француза Густава Доре.

С 1912 по 1933 годы Антон Пик работал преимущественно в графических техниках; он увлекался гравюрой на металле и дереве, а также литографией, в чем ему помогал полуторатонный пресс Krausse образца 1870 года. В двадцатые годы Пик переключился на рисунки карандашом и акварелью, а с 1924 года начал писать и масляными красками. Художник был постоянно погружен в работу – семь дней в неделю, с утра до вечера, по большей части игнорируя газеты, радио и телевидение.
В 1922 году Пик женился на Джо ван Поэльворде; у пары родилось трое детей: Эльза (1924), Аннеке (1925) и Макс (1928). Семья переехала в Овервейн, где чета Пик прожила всю жизнь.

С 1940 года и на протяжении всей жизни Антон Пик ежегодно создавал рождественские иллюстрации для календарей и открыток, что сделало его творчество необычайно популярным как в Голландии, так и в Англии - сказочные картинки Пика продавались как горячие пирожки и разлетались по всему свету. Несмотря на тяготы Второй мировой войны, он продолжал иллюстраторскую работу. В 1942 году была выпущена книга «Сказки братьев Гримм», богато проиллюстрированная Пиком. Именно она вдохновила Питера Рейндерса пригласить Антона Пика к совместной работе над Сказочным Лесом в парке развлечений Эфтелинг, что стало началом их долгой совместной работы с 1951 по 1974 годы.

Пик любил путешествовать вместе с женой, отправляясь в дорогу со своими рисовальными принадлежностями, и никогда не летал самолетом. Супруги посетили Германию и Австрию, Италию и Швецию, Ирландию и Францию. Однако своей второй родиной Пик называл Англию; его первый визит состоялся в 1937 году, когда на пути в Марокко пароход, на котором плыл художник, сделал остановку в Саутгемптоне. Пик был под таким впечатлением от архитектуры города, что стал делать зарисовки, не сходя с борта судна. С 1951 года Пик и его жена часто приезжали в Англию, навещая семью их дочери Эльзы; на рисунках Пика остались виды Лондона и Оксфорда, пейзажи Уэльса и Глостершира.

Вместе с Голландией, Фландрией и Англией одной из самых важных стран для творчества Антона Пика стало Марокко. После своего путешествия художник создал около 80 рисунков, большинство из которых стало иллюстрациями к «1000 и 1 ночи» в 16 томах, над которыми он работал с 1943 по 1956 годы. Всего же для «1000 и 1 ночи» художник создал 450 черно-белых и 60 цветных иллюстраций, ориентированных на взрослую аудиторию.

Первая персональная выставка Антона Пика состоялась только в 1967 году: галерея Ван Рикума в Апелдорне представила 400 работ художника, которому к тому моменту исполнилось уже 72 года. Несмотря на почтенный возраст, Антон Пик продолжал активную творческую деятельность: в 1968 году он разработал архитектурный проект для музея старинных автомобилей в Друнене – Autotron, заказанный ему семьей Лип; музей открылся в 1972 году. Впоследствии музей перенесли, а здание в Друнене сегодня используется как культурный центр с театром и ресторанами. В 1973 году Ханс Фогелесанг, старинный друг Пика, опубликовал биографическую книгу «Его жизнь, его работа», посвященную творчеству художника.

В преклонные годы Пик вернулся к изображениям природы, писал пейзажи и натюрморты – совсем, как в детстве. 6 сентября 1984 года в городе Хаттеме состоялось открытие музея Антона Пика, на котором присутствовал и сам художник.
Антон Пик мирно скончался во сне в возрасте 92 лет, в ночь с 24 на 25 ноября 1987 года. На его рабочем столе осталась незавершенная акварель - молчаливый свидетель любви художника к своей работе, которой Антон Пик посвятил всю свою долгую жизнь.

Автор: Рита Лозинская
Перейти к биографии