войти
опубликовать

Лоуренс
Альма-Тадема

Лоуренс Альма Тадема (8 января 1836 г., Дронрейп, Нидерланды - 25 июня 1912 г., Висбаден, Германия) - британский художник нидерландского происхождения, создававший картины по историческим сюжетам. Один из самых популярных и высокооплачиваемых мастеров викторианской эпохи.

Особенности творчества: Альма-Тадема всегда позиционировал себя как художник исторического жанра. Еще во время учебы он стал брать сюжеты для своих картин в историях эпохи Меровингов – первой в истории Франции династии франкских королей, а также в сюжетах древнего Египта. Из 408 его полотен по меньшей мере 300 изображали античность, однако персонажами его картин были современники – викторианцы, поставленные в античные декорации. Возможно, именно этим была обусловлена популярность Альма-Тадемы как у критиков, так и у публики (помимо, разумеется, точнейшего исполнения им античных деталей). Хватало также званий и наград. Так, в 1899 г. ему было присвоено рыцарское звание - случай для иностранных художников исключительный: до Тадемы высокой чести удостоились, к примеру, Рубенс и Ван Дейк. А в 1904 году художник получил Орден Заслуг Британской Империи.

Альма Тадему часто в довольно агрессивной форме противопоставляют «нищим и голодающим» художникам, ставшим частью вечности, поскольку он, во-первых, не голодал. А во-вторых, и, с какой-то точки зрения, в качестве компенсации прижизненного благополучия, после смерти он был забыт довольно быстро - почти сразу после мемориальной посмертной выставки.

В оправдание Альма Тадемы можно сказать, что во-первых, в детстве он чуть не умер и довольно долго жил под сенью ожидания скорой смерти, а во-вторых, его популярность и «салонность» обусловлена отчасти тем, что Альма Тадема, как никто, знал особенности и детали изображаемых им эпох. Он увлекался историей, архитектурой и археологией (участвовал и в раскопках), и, в отличие от многих современников, никогда не ошибался в фактаже того, что рисовал и писал.

О нем ходили толки разной степени недоброжелательности – в частности, поговаривали, что Альма Тадема срисовывает героев с фотографий, и, чтобы зритель ни о чем не догадался, лишь подрисовывает что-то «от себя». А еще он нумеровал свои картины - какая мелочность! И какое подспорье нынешним исследователям...

Известные картины Альма-Тадемы: Розы Гелиогабала, Термы Каракаллы, Обретение Моисея, Антоний и Клеопатра, Выгодная позиция, Автопортрет, Долгожданные шаги, Фестиваль (праздник) урожая, Медовый месяц, Летнее предложение, Ухаживание, Голос весны, Египетский жонглер.

Детство сына нотариуса

Художник прожил довольно долгую жизнь по меркам тех времен: 76 лет. Родившись в Нидерландах, Лоуренс Альма-Тадема выучился в Бельгии, после чего в 1870 г. переехал в Британию, где спустя три года получил британское гражданство по личному распоряжению королевы Виктории.

Появившись на свет в деревне Дронрейп, что во Фрисландии на севере Нидерладнов, он стал шестым ребенком в семье деревенского нотариуса. Лоуренс и Альма - имена, данные ему его крестным. Однако имя Альма после переезда в туманный Альбион стало частью фамилии. Современники поговаривали, будто бы Лоуренс предпринял этот ход для того, чтобы в каталогах выставок красоваться в начале списков.

Учить детей живописи предложила именно мать Тадемы - отца не стало, когда ему было 4 года. Поначалу вместе с братьями Лоуренс занимался живописью у местного художника, позже стал учиться самостоятельно по трактату Леонардо да Винчи, написанному специально для молодых коллег. Одновременно мать решила сделать сына юристом, и он, не особо сопротивляясь, пошел в гимназию Леувардена, где увлекся историей, а затем – археологией и архитектурой древности. Говорят, что художник всегда сам выбирает себе жанр для творчества, однако не в случае Тадемы: в его лице излюбленный исторический жанр сам назначил себе исполнителя.

Диагноз - залог перфекционизма

В 15-летнем возрасте ему был поставлен смертельный в ту пору диагноз «чахотка». Думая, что скоро умрет, Тадема удвоил усилия по освоению материала – как исторического, так и живописного. Первым учебным заведением, в котором Тадема показал высокий класс, была Академия Антверпена. Там он и вкусил успех, получив множество наград и считаясь одним из наиболее одаренных и прилежных учеников. Затем он слушал курсы истории и исторического костюма у профессора Людвика Яна де Тейе – тогда-то и проявился перфекционистский характер будущего художника. Все неудачные наброски и эскизы Тадема безжалостно уничтожал, поэтому после его смерти смогли найти крайне мало предварительных работ и этюдов.

Год спустя, в 16-летнем возрасте, Тадема поступил в Художественную Академию в Антверпене. Там его наставником был бельгийский художник, представитель романтизма, барон Хендрик Лейс.

В Бельгии же Тадема оказался в 26-летнем возрасте, причем случилось это благодаря женитьбе на живущей там дочери французского литератора. Медовый месяц в Риме и Помпеях стал важной вехой в творчестве художника. С тех пор главной темой его полотен стала античность.

Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар нередко позировала супругу – изучая творчество Тадемы, можно узнать ее повторяющиеся очертания. У пары было трое детей, но это не обеспечило мастеру линию наследников в веках: единственный сын скончался в детстве, а дочери до конца жизни так и не вышли замуж.

Великая Британия Тадемы

Знакомство с Эрнестом Гамбаром, известным арт-дилером того времени, привнесло в жизнь Тадемы еще большее количество наград, орденов, премий и, разумеется, денег. Уже тогда, в свои 27, он стал успешно выставляющимся и продающимся художником. Однако состоявшимся историки и искусствоведы стали считать его с момента переезда в Англию.

Туда он попал тоже не по прихоти, а по болезни – будучи к тому времени вдовцом (32-летняя супруга умерла от оспы), Тадема приехал в Англию в попытке узнать диагноз, который не могли поставить бельгийские доктора. С тех пор все дальнейшие эпохальные свершения в судьбе мастера имеют британскую прописку. Там он познакомился с Лаурой Терезой Эппс и снова вступил в брак. Там, частично благодаря второй супруге, вошел в среду прерафаэлитов. Там мастер стал Академиком в Академии Художеств. Там прошел его период расцвета и годы зрелости. Там он был избран почётным членом Драматического общества Оксфордского университета и действительным членом Королевского общества акварелистов, хотя акварелью писал сравнительно немного. Там стал светлее и ярче колорит его произведений. Там Тадема купил свой дом, впоследствии ставший исторической достопримечательностью Лондона.

О второй супруге живописца, Лауре Эппс, которая куда большую известность получила именно под его фамилией – Лаура Альма Тадема, следовало бы сказать особо: она тоже была художником и поначалу – его ученицей. Она служила ему и моделью – так, мы видим ее на полотне «Женщины Амфиссы», известен и портрет Лауры - картина под названием "Помешали". У них с Тадемой была разница в возрасте 17 лет, и поначалу отец Лауры был против этого брака. Однако Тадеме удалось задобрить его портретом семейства Эппс.

Взрывной волной...

Вокруг Тадемы царило совершенно необъяснимое с точки зрения атеизма и законов физики явление: его преследовали взрывы химических веществ и их последствия. Первый инцидент имел место в 1866 году. Причиной взрыва явилась утечка газа в доме именитого заказчика Тадемы – Гамбара, а результатом его – нервное потрясение первой жены художника, ставшее травмой на всю ее оставшуюся жизнь. В 1874 г. взрывом баржи с порохом на Регентском канале в Лондоне был уничтожен дом самого Тадемы, – и ему, и его семье посчастливилось в этот момент быть в гостях. Дочерям художника от первого брака повезло меньше: их вышвырнула из окон взрывная волна, однако серьезных травм не принесла. Также чудом не пострадала ни одна из картин.

Путешествия при жизни и после смерти

Тадему нельзя было назвать домоседом: художник практически непрерывно курсировал по всей Европе, участвуя в археологических раскопках в Помпеях (одно из любимых и самых частых его занятий), выставках в Париже и Брюсселе, часто ездил, конечно же, в Рим. А вот в Висбадене оказался уже перед смертью: дочь отвезла его туда, чтобы немецкие врачи занялись его язвой желудка. Это был второй судьбоносный эпизод, связанный с болезнью: в Англии, стране зенита своего успеха, как мы помним, Тадема тоже оказался именно из-за недомогания. Германия стала окончательной, третьей точкой в его иммиграционном списке, страной его ухода. Свою вторую супругу Альма-Тадема пережил всего на 3 года, так и не успев оправиться от психологической травмы, причиненной ее смертью. 28 июня 1912 г. Тадема скончался в Висбадене. Похоронен художник был в Англии, стране своей славы. Прах его покоится в Соборе св. Павла в Лондоне, возле могилы Антониса ван Дейка.

Почему его так любили

Картины Лоуренса Альма-Тадемы пользовались совершенно логичной популярностью: бытовавшие в викторианской Англии нравы диктовали не только единственно верную манеру поведения, но и единственно (или же почти единственно) верный жанр. Жанр Альма-Тадемы и его светлая колористика быстро нашли поклонников в среде любителей классицизма и неоклассицизма, поскольку любить что-то другое в те времена в Туманном Альбионе было попросту не принято. И даже с закатом викторианской эпохи художник не стал что-либо менять в своем творчестве. Появлялись и развивались новые течения в искусстве, - импрессионизм, фовизм, кубизмфутуризм и постимпрессионизм. Но, понимая и уважая эти направления, художник жестко следовал собственному призванию. Публике это пришлось по вкусу.
Еще один залог популярности мастера – работа в «прикладном жанре» смежного цеха искусства: Тадему охотно загружали и как театрального художника. Лондонский театр Лициум поручал ему, в основном, Шекспира, не без исключений вроде постановки в 1901 году «Кориолан» по Генри Ирвингу.

Почему он был богат

Тадема был, в хорошем смысле этого слова, ремесленником. Он не только идеально владел техникой классической живописи, но и старался не забыть не единой своей практической находки: все, что у него получалось удачно в области театрального оформления или иллюстрирования, Тадема обязательно переносил на холст, также делал варианты сюжетов. Так появились картины «Термы Каракаллы» (бывшая декорация), и «Ничего не спрашивай больше» (бывшая иллюстрация к стихотворению Альфреда Теннисона).

Кроме того, материальное положение любого художника складывается из личностей его покупателей. И среди покупателей Тадемы был, например, американский миллионер Уильям Вандербильт. Да и вообще, его работы были популярны на американском континенте, не только в Европе.

Наследие в обход наследниц

После смерти Тадема оставил, в пересчете на современные английские деньги, около 5 миллионов фунтов стерлингов. Все остальное – непроданные картины и библиотека Тадемы (4000 книг), а также его коллекция фотографий (5000 экземпляров), - стало достоянием человечества. Музею в Леувардене, городе детства Тадемы, досталась лишь толика его работ малого формата. Дочери же Тадемы в качестве наследства получили по 100 фунтов стерлингов, не считая мебели отца и личных вещей. Все-таки своеобразный был мужчина.

В основном картины художника украшают теперь Государственный музей Амстердама и Люксембургский музей в Париже. Книги и фото ушли в музей Виктории и Альберта в Лондоне.

Дом Тадемы, настоящая достопримечательность Лондона, изначально был выставлен на продажу, однако сбыть эту экстраординарную недвижимость долгое время никто не мог. Особняк постигла постыдная участь доходного многоквартирника, в котором не осталось ни одного интерьера из тех, что так любовно и с большими денежными затратами оформлял бывший хозяин. Этот дом и сейчас находится по адресу 44 Grove End Road, St John’s Wood: на его стене имеется соответствующая мемориальная доска.

Забыт ли он?

В 60-х годах прошлого столетия, в обществе ходила шутка о том, что вор, укравший картины Тадемы, вынужден был застрелиться с горя, отчаявшись их продать. Однако анекдот сей прожил всего десятилетие – уже в 70-х картины Тадемы вновь подорожали – мода!

Спустя полтора века после смерти художника, в 2017 году состоялась крупная выставка-ретроспектива, успешно прошедшая по всей Европе: «Альма Тадема – классический шарм». А проданное на Sothby’s в Нью-Йорке в 2010 году за $36 млн полотно «Обретение Моисея» – рекорд для картин викторианской эпохи.

Автор: Ната Потемкина

 

Перейти к биографии