войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Баронесса фон Крюденер с сыном Полем

Ангелика Кауфман • Живопись, 1786, 104×130 см
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: Портрет
Стиль: Академизм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1786
Размер: 104×130 см
Местонахождение: Лувр, Париж
Работа в коллекции: Smart and Beautiful Натальи Кандауровой
Работа в подборках: 3 подборки

Описание картины «Баронесса фон Крюденер с сыном Полем»

«Портрет Баронессы фон Крюденер с сыном Полем», выполненный Ангеликой Кауфман в 1786-м году, возможно, не получил бы столь широкой известности, если бы не личность женщины, на нем изображенной.

Кем была Варвара Юлия фон Крюденер?

Предложи современному зрителю напрячь воображение и описать, кем была баронесса фон Крюденер, исходя лишь из данности этого портрета кисти Ангелики Кауфман, зритель вряд ли смог бы сказать слишком много. Несомненно, было бы отмечено, что перед нами миловидная и грациозная, кудрявая и золотоволосая дама в лёгком белом платье в стиле ампир. Возможно, кому-то и сама портретируемая, и общий поэтический строй картины напомнили бы Марию Лопухину с написанного всего одиннадцатью годами позже портрета Боровиковского (его и Ангелику Кауфман объединяет стилистика сентиментализма). Но едва ли неискушенный зритель разглядел бы в изображённой на полотне женщине что-то особенное. Между тем, Варвара Юлия фон Крюденер – одна из самых одиозных и в то же время загадочных фигур в российской истории. Достаточно сказать, что некоторые историки считают: император Александр I выдвинул идею Священного Союза трех христианских империй (России, Австрии и Пруссии) под прямым влиянием баронессы фон Крюденер и тех долгих разговоров мистико-религиозного содержания, которые ими велись.

В 1882-м году 18-летняя Юлия Варвара Витингоф, происходившая из рода славного российского фельдмаршала Миниха, вышла замуж за дипломата фон Крюденера. Он был много старше и в круговороте европейских балов не мог удержать весёлую и остроумную супругу от измен. Баронесса пережила множество романов. Об одном из них она написала эпистолярно-сентиментальную повесть «Валери» (по-французски), которая сразу же была переведена на несколько языков и ввела в Европе моду одеваться и писать письма «как Валери». Де Линар, главный герой книги Крюденер, даже упомянут в пушкинском «Евгении Онегине» – это именно о нем Татьяна «читает сладостный роман»; а Владимир Набоков доказывал, что и само письмо Татьяны Онегину – не что иное, как вольный перепев текста фон Крюденер.

После 40-ка баронесса переживает некое «обращение», предается религиозной экзальтации, объявляет себя духовидицей и пророчицей, Наполеона антихристом, а Александра – богоносцем; вокруг неё собирается немалый сонм тех, кто внимает ей, включая даже европейских монархов, хотя православная церковь видела в её визионерстве и мистике только «зловерие лжехристианское». Подорвав здоровье аскетическими экспериментами, умерла Варвара Юлия фон Крюденер в 1824-м году в Крыму.

Художественное своеобразие портрета баронессы фон Крюденер кисти Ангелики Кауфман

Нежная мать с маленьким сыном, уподобленным богу Амуру, – сюжет, вполне типичный для неоклассицизма, в русле которого работала Кауфман. Однако изображение на фоне уединенного уголка парка, элегически-мечтательное настроение, мягкая моделировка форм и плавность линий – всё это говорит об отказе художницы от выразительно-образных средств неоклассицизма в пользу сентиментализма, немалую дань которому в своём творчестве отдали не только Ангелика Кауфман, но и сама баронесса фон Крюденер.

Автор: Анна Вчерашняя
Комментарии