войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Конрад (Витц)
Виц

Швейцария • XV век−1445

швейцарский живописец. Работал в Базеле и Женеве. Переходя от принципов готики к искусству Возрождения, В. достиг большой пластической убедительности в изображении фигур, интерьера, городского и альпийского пейзажа, достоверно и поэтично запечатлел природу окрестностей Женевы (части огромного полиптиха, около 1435, Картинная галерея, Берлин-Далем, Публичное художественное собрание, Базель, и другие собрания: створки алтаря св. Петра, 1444, Музей искусства и истории, Женева).

Конрад Виц, родившийся, по-видимому, на рубеже 14 - 15 веков в вюртембергском городке Роттвайль, творчески усвоил идею Лохнера о живописной передаче света путем контрастного противопоставления светлых и темных пятен. На створке “Алтаря Святого Петра” (1444), изображающей евангельский эпизод с “чудесным уловом”, фигура Христа в красном одеянии кажется почти объемной на фоне гладкой поверхности озера. За счет темных и приглушенных тонов переднего и среднего планов картины красный цвет выглядит светящимся, и свет этот словно бы исходит от самой фигуры Христа. Пейзаж также разделен на светлые и темные участки, и под темными гребнями отдаленных гор деревья, постройки и поля как бы вырастают на поверхности картины, выступая за ее плоскость.

 

В первую очередь Виц стремился не столько сотворить иллюзию реального мира или воплотить в живописи объемные формы, сколько передать живописными средствами реальность вещества, из которого состоит изображаемый объект. Так, свет у него - это функция пейзажа в восприятии зрителя. “Чудесный улов” - это один из первых в истории искусства монументальных пейзажей, отдельные элементы которого (Женевское озеро со стеной гавани и гору Пти-Салев, изображенную на заднем плане) можно лицезреть и в наши дни.

 

Использование цвета для изображения света не ограничивалось простым распределением тонов между темным фоном и “светящимися” фигурами или предметами. Традиционный золотой фон - символ Царства Небесного - приобрел дополнительную функцию: он стал подчеркивать объемность фигур.

 

В сцене “Царь Соломон и царица Савская” со створки “Хайльшпигельского алтаря” (1435) Виц поместил обоих персонажей на золотом фоне с филигранным орнаментом. Синие, красные, зеленые и белые тона одежд и сдержанные охряные оттенки рук и лиц исчерпывают цветовую гамму этой композиции, но все они выглядят ослепительно сверкающими за счет насыщенного золотого фона, особенно эффектного благодаря изысканному мозаичному узору. Виц осознавал, что абстрактный золотой фон подчеркнет контуры фигур и сделает их почти осязаемыми.

 

В этом произведении Виц соединил два самостоятельных художественных приема: традиционное использование золотого фона и новую технику живописной передачи света с помощью особой цветовой гаммы. Если сравнить “Царя Соломона” с традиционным применением золотого фона в творчестве такого представителя “мягкого” стиля, как мастер Бертрам, то сразу же станут очевидны черты различия и сходства между ними. Мастер Бертрам тоже понимал, что золотой фон делает фигуры и предметы более “осязаемыми”. Но Виц, в отличие от него, использовал золото не столько для обозначения некоего сакрального места, сколько ради создания декоративного вертикального фона, по контрасту с которым отчетливее выделялась бы горизонталь скамьи, покрытой тканью насыщенно красного цвета. Освещенность пространства, в которое помещены сидящие на скамье царь Соломон и царица Савская, определяется именно этим золотым фоном.

Перейти к биографии